Содержание

  1. Структура человеческой души.
  2. Основные положения НЛП.
  3. Сопоставление техник НЛП с практикой дона Хуана и К°:
    • а) подстройка;
    • б) прямая перегрузка информацией;
    • в) обрыв шаблона.
  4. Заключение.

При близком рассмотрении НЛП оказалось, что его техника альтернативна технике классического гипноза. Чтобы понять различия, следует разобраться в структуре человеческой души (в философской терминологии душа иногда представляется как менталирующая, то есть осознающая себя и окружающее, размышляющая часть человеческой сущности).

Обозревая возможности сознания (разума, мышления), на вид предстает его ограниченность — способность наблюдать только отдельный набор явлений общего характера, следование одной мысли, принимаем считать, что сознание — своего рода буферная структура, способная только принимать данные извне (органы чувств), передавать их в подсознание, принимать из оного обработанные результаты и реализовывать их, предварительно упорядочив (действия — ответ на внешний «раздражитель», речь). Подсознание же, более обширная структура, как видно, в свою очередь производит всю обработку данных изолировано от сознания, дабы оно имело однолинейность действий.

Существует также параллельное сознание, способное одновременно с сознанием, в сфере его внимания, обрабатывать повторяющиеся данные (или имеющие укоренную структуру).
«Ниже» подсознания лежит область, занимающая астрономически больший объем, чем сознание и подсознание вместе, функции которой недостаточно ясны. Но одной из возможностей этой области, которую условно назовем для удобства как нельзя подходящим словом «нагваль», является хранение программы, которую подсознание непосредственно способно считывать и выполнять без какого-либо вмешательства сознания (осмысления). Именно эти возможности нагваля и использует НЛП.

Техника НЛП для получения доступа к нагвалю использует отличные от классического способы отключения сознания и подсознания. При этом:

  • а. Физиологически — в классическом гипнозе — нормальная активность некого участка мозга при торможении остальных областей; в НЛП — нормальная активность мозга при сверхвозбуждении участка.
  • б. Психологически —
    в классике — техника отключения сознания, а затем через его сон и подсознания, после чего — доступ в нагваль;
    в НЛП — прямое воздействие перегрузочным потоком данных на подсознание, его «зависание» и следом «зависание» сознание (другими словами, КЭШ не работает без работы ЦП), после чего — прямой ход в нагваль.

Как же НЛП родниться с магией дона Хуана и К

Начать можно с подстройки — копирование всех жизненных функций реципиента (поза, жесты, дыхание, речь и так далее). Возможно, не зная о такой технике, Карлос Кастанеда (КК) не описывал подробно свои беседы с доном Хуаном, где она могла бы иметь место для внушения. Но немного она все же просматривается, хотя бы в т.6 «Огонь изнутри», как то «походка силы» и «похотливые жесты», которые КК повторял за доном Хенаро (после чего шли смещения реальности = проникновение в нагваль).

Техника подстройки заключается в том, что человек, созданный как общественное существо, стремиться приспосабливаться во всем (восприятии) к окружающим людям. Если гипнотизер подстроился под реципиента и начал изменять своё восприятие, тот незамедлительно последует за ним, вплоть до нагваля (ср. общественные «тренировки» КК и К°).

Другая техника, которую применял дон Хуан — это поток информации, который перезагружает обработку данных подсознания и оно «виснет» (то есть или вязнет в своей обработке, или просто отключается). Как уже было сказано, сознание следует за ним. Эта техника применяется на страницах произведения КК повсеместно в двух видах:

  • а. Поток парадоксальных объяснений от дона Хуана.
  • б. Ситуации (происшествия) с КК, которые не могут иметь рационального (подсознательного) решения и объяснения.

Как следствие, фактически мозг КК отказывался от рассуждений о том, что обдумать нельзя, что весьма способствует «внутреннему безмолвию» в обход медитативных техник. Это позволяет ускорить процесс прямого доступа к нагвалю и ученику (КК) самостоятельно и полностью контролировать процессы входа в нагваль.

Подобную технику тысячелетиями применяют буддисты при помощи своих поэтических коанов, смысл которых уловить нельзя, вследствие чего подсознание замолкает на некоторое время.

Весьма своеобразно у КК представлена техника прерывания (обрыва) шаблона. Она заключается в том, что человеку не даётся выполнить до конца действие, которое он начал выполнять автоматически (подсознательно, в обход сознания как повторяющиеся часто). В итоге подсознание начинает лихорадочно искать альтернативное продолжение прерванному шаблону, обрабатывать их. А так как вариантов бесконечность, происходит перегрузка и даже мгновенный транс у человека (нырок в нагваль). То же самое при испуге. Человек вздрагивает, так как на неожиданное действие подсознание посылает массу рефлексов, но, не одного адекватного не подобрав (не натренированность), «зависает», а человек впадает в ступор, шок с каталепсией (угнетение всех механических побуждений, что является также в опасной ситуации природным рефлексом имитации смерти), что один из признаков транса (к тому же, страх как билет в нагваль далеко не раз использовался в книгах КК).

В произведениях КК эта техника предстает ярче всего в «ударе Нагваля», который обычно неожиданный и сбрасывает сразу в нагваль («левостороннее осознание»). Причем иногда этот «удар» ученик даже ожидает (знает о нем). Но сдвиги все равно происходят. Вероятно, это схоже на близкие удары топором, молотом — их ожидаешь, но все равно вздрагиваешь при каждом стуке.

Аналогичную технику используют и буддисты для достижения просветления (нирваны). Её применяют более опытные монахи по отношению к молодым, подходя к ним, занятым (работа, молитва) незаметно и нанося удар (рукой, палкой) по спине или голове (причем ощутимый). Иногда этого было достаточно, чтобы тут же достичь нирваны.

Возможно, в книгах КК есть и другие примеры использования НЛП, а так же примеры других техник оного, но это требует тщательного анализа. Часть же потеряна из-за неполноты описания происходящих событий. Так или иначе, четкое совпадение наблюдается ясно, хотя, может быть, сильно разнятся манипуляции, которые производились с нагвалем. Для НЛП они заключались во внедрении в сущность человека физических и психологических программ для оздоровления или наоборот. В случае КК действия имеют более сложный характер и требуют совершенно другого изучения (отдельного и подробного).

В заключении хочется сказать, что, несмотря на обширное применение в системе обучения дона Хуана и К гипнотических техник, многие события, описанные в книгах КК, не могут быть объяснены только с помощью них, так как, во-первых, гипноз вызвать даже такие галлюцинации маловероятно, что способен; а во-вторых, такие яркие и оригинальные проявления сфер человека и окружающего мира не могли были быть созданы автором без более обширного и устойчивого фундамента, чем просто гипноз (но не стоит забывать, что он был, прежде всего, ученным!).

© 2001-08-16 Indra