Это уже не первый разговор с этим… милым человеком. Но предыдущий так и не был написан и, честно говоря, уже и не помнится, о чем он был.
На самом деле, тема интересная, важная и всегда спорная. Но, чаще всего она не поддается обсуждению, как очевидная и граничащая с ересью. Точнее, с антропологией, когда этим словом еще называлась наука об определении характера и личности человека по строению его черепа. И правда, аналогия видится полная. Но всё-таки, то функциональное строение от рождения, а в нашем случае — приобретенные в течение жизни отклонения, отражающие образ жизни. Что произведение Оскара Уайльда, бьющая эту тему не в бровь, а в глаз, что и народное творчество, порождающее гуляющие пословиц и поговорки типа «морда кирпича просит» — это же все не просто так.
Так вот в чем вопрос — может ли лицо, его черты, его выражения, его вид на самом деле отражать образ жизни человека, его характер, его благодетель или же его грехи и пороки? Отражаются и записываются ли, словно в глину, мысли человека, постоянные его чувства и эмоции — будь это гримаса гнева, искривленный рот отвращения, или милая улыбка и огоньки в уголках глаз от счастья? Записывается ли это всё на лице человека, словно каким-то неведомым художником, рисующим нас и нашу суть, рисующим ее на наших лицах?
Уверен, что многие уже возмущенны, и кричат, что такого быть не может, лица наши такие, как даны нам от природы и от рождения. Что не могут мысли, суть наша отразится на лице в виде постоянных черт, ибо это все внутренне, субъективно, а эмоции, как и их отражение на лице гримасами — моменты…
Но вспомним ту же морду с кирпичом. Не говорят ли это про лица исключительно агрессивные и глупые, что есть все-таки внутренние черты? А такое заключение люди делают до того, как реально узнают этого человека. Часто ошибаются?
Другая народная мудрость — глупость блондинок. При чем, совсем не обязательно натуральных, то есть, цвет волос изменился уже после становления личности, по тем или иным причинам.
А сами вы, пытались когда-нибудь, к примеру, при первом знакомстве с человеком, судить о нем, угадать его характер по его внешнему виду. И не столько по тому, как он одет, но и по лицу?
Мне иногда нравится наблюдать за прохожими, идущими мимо, неизвестно куда, неизвестно с чем, и тайна их душа и их мысли. Но бывает интересно вглядеться в их лица, в их глаза, и попытаться угадать их жизнь, их мысли, их поведение и характер. И бывают, в том числе, не очень приятные ощущения.
Например, вот идет девушка, прилично одетая, со вкусом, модно, пусть и немного откровенно. Красивая девушка… Но, смотришь ей в глаза, смотришь ей в лицо, и становится противно, не смотря ни на какую миловидность этой девушки, красоту ее пропорций… Что-то… утонченное, не понятное, еле уловимое, но чувствительное, отталкивает тебя от неё, ибо видишь то ли в уголках ее губ, то ли в прищуре ее глаз, то ли в оттенке кожи, в чем-то не очевидном, видишь ее похоть, ее развратность, ее нездоровый образ жизни, сигареты и прочая дурь, попойки и легкомысленность. Не можешь объяснить, как увидел это на красивом лице, но никаких ассоциаций и иных ощущений в связи с этим человеком не появляется. Почему? Единственное, реально проверить данные ощущения никогда не было возможности…
Продолжая разговор опять же о девушках, сразу вспоминается такая особенность, как смотрится одежда на тех или иных субъектах. Не очень откровенная, но достаточно открытая одежда на одних дамах смотрится развратно, похотливо, сразу появляется ощущение о легкодоступности человека. И в то же время, более откровенная и открытая одежда, совсем нескромная, на другой особе смотрится аккуратно, красиво и вполне прилично, и кроме положительного мнения как о скромной девушки, любящей хорошо одеваться и показать свою красоту, иного не появляется. Как это объясняется? Может, поведением человека, манерой держаться в этой одежде? Мне видится, что даже по фотографиям и вы почувствуете разницу между такими людьми… На лице написано?
Абсолютно все аналогично и с «сильной» половиной человечества, чтобы меня не обвинили еще и в шовинизме. На их лице, кстати, как более злоупотребляющих, сильнее расписано любимые ими напитки, и сколько пачек сигарет они выкуривают в день… Но еще ощутимее, и это передается флюидами, по воздуху, неприличность парней моральная: агрессия и злоба, самоуверенность с наглостью, восхищение собой и смертогрешная гордыня. Бывает часто, что и все это вместе в одном флаконе. Мне кажется, все представляют, о чем я, и ничего не испытывают по отношению к тем или иным подобным «личностям» что-то кроме ненависти, как не грязно это чувство, даже не особо зная этих людей, да и не желая знать…
Стоит признать, иногда я ошибался. Как в том, что люди, о которых по началу судил не очень хорошо, оказывались не совсем неприятными, и даже, наоборот, с глубоким и чувственным нутром. Так и в том, что люди, выглядевшие располагающе к себе, казавшиеся приличными, оказывались, в конце концов, очень неприятными и недобросовестными личностями. Но, видимо, не всегда дано понять замысел художника, рисующего то или иное на наших лицах. Но ошибки, и вы, наверное, согласитесь, такие редки по сравнению с правильным определением мнения.
А мораль такова, что наша душа — не так спрятана, как мы надеемся, ее не засунешь в запертую комнату, как портрет Грея, а все, что в ней — у нас и на лице, у нас и в глазах. И каждый новый грех будет новой отталкивающей морщинкой в уголках рта. И каждая новая похотливая мысль — еще большим неприятным прищуром свиных глазок. И каждый некрасивый поступок будет превращаться во все более глиняно-земельный оттенок кожи…
Но судить не нам.