Как начать играть на блок-флейте

Итак, как часто бывает, у вас есть блок-флейта и вы хотите попробовать на ней играть, но не получается. И как вам не показывали, сколько ни читали мануалы по игре, все равно не выходит. Но все равно хотите. В этом случае, у меня для вас есть несколько простых рекомендаций как начать играть. Научиться вообще извлекать из милой дудочки хоть какие-то вразумительные звуки. Не буду утверждать, что я сам виртуозно так уж прям играю, но что-то рассказать могу, потому что научился сам играть без всяких мануалов (один раз показали как держать ее) методом проб и ошибок.
Некоторое вступление для тех, кто еще не имеет флейты, но хотел бы ее приобрести. Они следующие:
1 — По-английски флейта называется «рекордер», что связано с тем, что это с давних времен стандартный инструмент для общего начального музыкального образования молодых людей. Не в смысле музыкальных школ, а в смысле обычной школы. В Европе и в США обучение игре на блок-флейте является стандартом программы уроков музыки в общеобразовательной школе. И я понятия не имею, почему у нас такого нет и такое не делают, а учат чуши какой-то. Любая школа может закупить себе два-три десятка флейт, они стоят копейки, и обучать детей действительно чувствовать музыку, а не слушать ненужные биографии музыкантов и распевать патриотические песни, уж не знаю чему сейчас в школе учат (и есть ли вообще еще уроки музыки).
2 — Если желаете просто поэкспериментировать, немного приобщиться к живой музыке и к игре, то можно сначала купить очень дешевую флейту. Пластмассовая простая флейта стоит сущие копейки, которые себе может позволить даже школьник: от 70 рублей. Это дешевле чем один поход в Мак. Если не ляжет душа — будет не обидно засунуть в дальний ящик, а захочется большего — можно приобрести флейту получше. Разборные флейты несколько дороже. Флейты более лучшего уровня обязательно деревянные, их ценовая категория где-то уже от 500 рублей. Полупрофессиональные с отличным звуком уже за 1000 и так далее идут.
3 — Блок-флейта — очень простой инструмент. В этом его минусы и плюсы. Плюсы в том, что научиться очень легко играть. Минус — довольно простой звук, хотя при достаточном мастерстве можно извлекать очень приятные мелодии. Потому, в любом случае, впервые берясь за флейту, тем более дешевую, не ожидайте красивого хорошего звука, его не будет. Предупреждаю, чтобы не разочаровывались. Что ж, научитесь использовать то, что есть. Более хорошие флейты на порядок приятнее для слуха, но до них надо дорасти.

Вот, наконец, в руках у вас флейта, и вы не знаете с какой стороны подступиться к ней. Ну, где хвататься губками, надеюсь, все такие знаете! Потому начнем пробовать. Сразу скажу, что обучение чему угодно — это повторение и повторение и повторение, мать ее, мучение. Но, можете не отчаиваться. Совершенно не следует сидеть каждый день по несколько часов и мучить флейту. Точнее, мучить родных и соседей. Они сойдут с ума и сбегут. Или вы пострадаете. Вполне достаточно полчаса в день позаниматься несколько раз в неделю, и через месяц уже получится, думаю, мучить родных и соседей чем-то похожим на музыку. Начальное обучение состоит из нескольких этапов. Переход к следующему этапу происходит тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Хотя, начиная тренировку, вы можете быстрой пройтись по ним заново для разминки пальцев. Этапы следующие:
1 — Вводный этап, на который тратится несколько минут и больше он не нужен. Это правильное взятие блок-флейты в руки. Если все же искали как играть на ней в инете, то могли видеть разные картинки правильного положений тела, рук, головы и прочее, но достаточно просто добиться того, чтобы было удобно и легко дышалось. Положение пальцем следующее: большой палец левой руки закрывает единственное большое отверстие на обратной стороне флейты (пока про него можете забыть вообще, надолго), три пальца (все оставшиеся кроме мизинца) левой руки закрывают четыре верхних (те, которые ближе к мундштуку, к губам) отверстия. Мизинец левой руки никогда не используется. Правая рука: большой палец поддерживает флейту снизу, а остальные четыре пальца закрывают оставшиеся нижние отверстия флейты. И вот! Флейта удобно лежит в руках, все отверстия закрыты. Обратите внимание, что отверстия надо закрывать мягенькими подушечками последней фаланги пальцем. Ни краем-кончиком пальца, не боком пальца, а самым мягким местом, кладя подушечки пальцев на отверстия плашмя, мягко, без напряжения, пальца лишь слегка полусогнуты, руки и пальцы расслаблены и никогда не напрягаются. Все должно быть мягко и без напряжения, только так удастся правильно закрывать отверстия и достигать необходимой скорости.
2 — Хватит тянуть! Уже хочется извлекать звуки! Ну, что же, пробуем. На этом этапе пытаемся получать осмысленные ноты. Пока не задумываемся ни о аппликатуре, ни о нотах, ни о мелодиях, просто добываем адекватный звук. Начинаем с простого.
Возьмите флейту, откройте все отверстия (кроме того, что на обратной стороне, оно всегда прикрыто большим пальцем левой руки), для чего слегка приподнимите пальцы над отверстиями, немного, но открывая их полностью, не мешая воздуху. Чтобы флейта не выпала из рук, один из пальцев правой руки оставьте на флейте, поддерживая, зажав ее между ним и большим пальцем левой руки, но не на отверстии, а между ними. Какой палец? Мы в консерватории играть не будем, так что любой, какой будет удобно и, главное, чтобы получалось быстро это делать.
Все 7 основных отверстий открыты, и начинайте дуть. Дуть можно с любой силой, но старайтесь всегда одну ноту выдувать ровным дыханием. Дуть надо ровно, спокойно, без усилия, равномерно. Со всеми открытыми отверстиями, мы получим высокую ноту, которая может звучать довольно таки жутко, пронзительно и пискляво! Не пугайтесь и потерпите, сейчас пойдем дальше.
Прекратите дуть и закройте самое верхнее (близкое к мундштуку) отверстие (указательным пальцем левой руки). Закрыв, подуйте опять. Получится нота ниже. Прекратив дуть, закройте еще одно отверстия, не открывая предыдущее. У нас закрыты два отверстия, дуя, получите звук еще ниже. И так дальше. Прекращайте дуть, закрывайте очередной отверстие, пробуйте получить звук. Звук должен быть четкий и ровный, немного ниже, чем предыдущий. Если звук не получается, значит, или какое-то из отверстий плохо и неправильно прикрыто, или же дуете неверно.
Закрывая все новое и новое отверстие, вы заметите, что станет сложнее получить более низкий звук. Если звук не получается, срывается и становится противным, писклявым, высоким, следуйте рекомендациям:
— Пытайтесь дуть слабее. Каждая более низкая нота берется более слабым воздушным потоком. Если дуть слишком сильно, то флейта срывается на визг. Чтобы этого не происходило, контролируйте силу дыхания, этому важно научится. Пока просто закрывая очередное отверстие пытайтесь дуть слабее.
— Проверьте и убедитесь, что отверстия закрыты тщательно. Пальцы расслаблены, на отверстиях лежат подушечки последней фаланги, пальцы лишь слегка полусогнуты. Можете стать перед зеркалом и смотреть, чтобы между пальцем, прикрывающем отверстия, не было виновного зазора. Обратите внимание, что проблема может быть не только в последнем отверстии, но и в предыдущих, пальцы с которых могли незаметно сдвинуться, создав предательскую щель.
— Если правильный звук не удается извлечь никаким образом, не нервничайте, не отчаивайтесь. Необходимо отступиться — прекратить попытки взять эту ноту и попробовать вернуться к предыдущей. То есть, откройте неудавшееся отверстия, и возьмите ноту, которая получилась до этого. Как только она зазвучит, продолжайте опять пытаться взять следующую. И так даже несколько раз, пока не получится, и обязательно выйдет!
Постепенно закрывая отверстия по очереди, вы заметите, что чем больше отверстий прикрыто, тем надо дышать слабее, чтобы извлечь верный звук. Запомните это, так же старайтесь записать в голове то, с какой силой надо дуть каждый раз. Труднее всего взять последнюю ноту, когда все отверстия закрыты. Старайтесь ее взять до тех пор, пока не выйдет. Дуть надо несильно, перед зеркалом убеждайтесь, что все отверстия тщательно закрыты. Если не удается взять последнюю ноту, не сдавайтесь. Попытавшись с десяток раз, просто начните все сначала, открыв все отверстия и заново закрывая все по очереди.
Когда наконец получится брать красивый звук со всем закрытыми отверстиями, делайте упражнение в обратном порядке. То есть, получите самый низкий звук, со всем закрытыми отверстиями, затем откройте самое нижнее (мизинец правой руки), получите звук, откройте следующее, и так далее, пока не будут открыты все отверстия.
Повторяйте упражнение снова и снова туда и обратно, пока не получится брать чистую ноту сразу же, без срывов, с первой попытки. Не ленитесь заниматься перед зеркалом, оно помогает. После чего (или чуть раньше) переходите к следующему этапу.
3 — На этом этапе следует повторять упражнение, похожее на предыдущее, но уже с непрерывным дыханием. До этого мы дули во флейту только тогда, когда уже открыли нужные отверстия, теперь же надо дуть во флейту все время, пока делаем упражнение. То есть, открыли все отверстия, начали дуть, и не прекращая дуть спокойной и ровно, закрываем по очереди каждое отверстие, затем в обратном порядке, открывая отверстия. Если нота не получается, то не прекращая извлекать звук, пытаемся исправить ошибку: или дуть слабее, или прикрыть тщательнее отверстие. Когда чувствуете, что дыхания стало мало, то прекратите дуть и спокойно, ровно, совсем не спеша, вдохните. Можно через нос или же ртом, слегка разомкнув губы с флейты. Не выдыхайте весь воздух из легких полностью, иначе звук будет неровным, оставляйте запас и не доводите себя до головокружения и напряжения живота. Так же, не опасайтесь делать паузы в игре, делайте такую, сколько вам необходимо для спокойного вздоха, не надо спешить. Так же, никто не будет вам запрещать использовать паузу вдоха для того, чтобы изменить положение пальцев, открыть или закрыть нужное отверстие.Пробуйте все, что в голову придет, это и есть обучение!
Этому упражнению уделите особое внимание, ибо оно является основным для тренировки игры на блок-флейте. Второй этап, как будет пройден, забудьте, а это упражнение используйте для разминки перед игрой, прежде всего когда долго не играли и пальцы забыли микродвижения, или когда взяли новую флейту в руки и нужно с ней «познакомиться».
Когда научитесь (или чуть раньше) на одном дыхании (без вдохов) пройтись по всем отверстиям флейты туда и обратно без ошибок и срывов (а может даже и не один раз) переходите к следующему этапу.
4 — Этот этап можно назвать как «импровизация». Разделю его на две части: на упражнение и собственно на импровизацию.
На этом этапе можете в свободной форме делать упражнение на взятие разных нот. Например, предлагаю такую тренировку. Дуть все время. Открыть все отверстия, затем закрыть произвольное количество отверстий так, чтобы получился верный звук, открыть опять все, закрыть другое количество отверстий, опять открыть, и так далее. Можно переключаться на другие ноты из, например, не всех открытых, а одного прикрытого отверстия, и так далее. То есть, учиться получать любую ноту из любой другой, любого положения. Придумывайте себе упражнения сами, тренируйте и разминайте пальцы, контролируйте дыхание.
Вторая часть этапа, которую можно делать параллельно с упражнениями, это свободная импровизация. Вы уже хорошо получаете верный звук, и потому можете пытаться наигрывать мелодии. Просто стройте последовательность нот, стараясь получать вразумительные стройные мелодии, пусть банальные и простые, но логичные. На саму технику игры уже не должны отвлекаться, если тренировались достаточно, то все выходит автоматически, так что отдавайтесь поиску мелодий. Просто что придет в голову, пусть следующая нота, которую надо взять, рождается сама собой после предыдущей.
5 — Этап, не побоюсь этого названия, «мастерства». Вы уже свободно и бегло играете на своей флейте (и, наверняка, уже купили другую, получше, деревянную). Потому можете перескочить на этот этап, состоящий тоже из двух взаимно не исключающих частей. Первая часть — это продолжение импровизации на расширенном уровне. Вы экспериментируете и открываете новые способы извлечения звука, всякие техники и приемы для пальцев, дыхания, играете игрой. Здесь вы можете начать играть стаккато. До этого вы играли легато, то есть, извлекали из флейты сплошной, ровный звук, дыша равномерно и без прерываний. Стаккато — это прерывистое извлечение звука, вы играете на флейте с цоканьем языком по нёбу, как бы говоря во флейту на выдохе «ту-ту-ту-ту». Таким образом открывая море новых интересных способов получить приятные мелодии! Техника игры абсолютно аналогичная, просто играете, вы уже все умеете!
Вторая часть этапа — это знакомство с аппликатурой. Если бумажечки с ней не было в комплекте вашей флейты, то ее легко найти в интернете, только проверьте в какой тональности ваша флейта (обычно написано буковкой на ней самой). В аппликатуре представлены ноты в соответствии с закрытыми отверстиями. И вы увидите, что для извлечение некоторых нот или полутонов, требуется некоторые отверстия закрывать наполовину (или же на флейте могут быть раздвоенные отверстия, и закрывать одно из них), а так же увидите применение отверстия на обратной стороне флейты для получения все более и более новых диапазонов звуков, расширение на другие октавы. Если интересно, хотите развиваться, берите партитуры известный мелодий, в инете можно найти полно (даже ссылки давать не буду) нот специально для блок-флейт, и вооружившись аппликатурой, подбирайте мелодии!
Если же вам нотная грамота не по вкусу, можете забыть о ней! Импровизируйте, придумывайте свои собственные мелодии, или же подбирайте их на слух или даже по памяти! Ведь, мы играем для себя, для души, для самовыражения. Это не должно быть сугубо техническим чем-то, это должно радовать, доставлять удовольствие, это может позволить сказать музыкой то, что невозможно выразить словами! Просто играйте, что идет из души, просто играйте то, что чувствуйте, пусть мелодия рождается в голове, в душе, чувствами на лету!

Ангел и Демон

Блок-флейты. Ангел и Демон.
Блок-флейты. Ангел и Демон.

9 thoughts on “Как начать играть на блок-флейте

  • Большое спасибо! мне очень помогло — я не как не мог взять самую низкую ноту.

  • Спасибо большое, очень помогло! Из всех прочитанных пабликов — единственный, к которому постоянно обращалась и в итоге обучение идет в соответствии с этапами. Написано очень доходчиво, с юмором, что часто помогало не сломаться и бросить все к чертям)

  • Спасибо огромное. Благодаря этому описанию обучение идет без проблем. Следует заметить, что до этого я окончила муз. школу по фортепиано. Базовые знания помогают в этом очень.

  • Купил сегодня с рук флейту Hohner
    Попробовал дома играть. а звуки какие-то писклявые
    Прочёл ваш текст — другое дело
    Огромное спасибо
    Буду осваивать

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.