Вертикаль культур

У многих есть увлечения, интересы, хобби. Они могут быть самые разные, касаться разных народов и культур. Увлечение может быть одно единственное, которому человек отдается полностью, а может быть несколько интересов, которыми делает свою жизнь увлекательной и разносторонней. Личности, которые погружены в одно увлечение, обычно не видят и не замечают связь его другими пластами культуры. Например, человек, который слушает все время один жанр музыки, о многих других может никогда в жизни не узнать. Иначе, кто имеет много интересов, может заметить их взаимодействие друг с другом, переплетение между собой и с окружающей, реальной жизнью. Иначе не может быть, потому что любые культурные пласты всего человечества — это не независимые структуры, которые появились сами собой и сами собой развивались, а единое целое, что является каждодневной жизнью и бытом народов, обычных людей, нас. Даже наличие какой-либо социальной раздробленности, наличие различных уровней достатка, наличие различных кастовых систем и ремесленных гильдий, не может изолировать культурные ценности цивилизации от всего сообщества, от каждого его представителя.
Так получилось у меня, когда, случайно или нет, переплелись несколько интересов, казалось бы, никак не связанных между собой. Первый интерес — это знакомство с чаем, постижение культуры чая, его истории и развития, чая, в том числе китайского (как изначального). Второй интерес — душевный зов к музыке, интерес к этническим флейтам, которые собираю и на которых играю. И однажды эти два интереса встретились и переплелись. Точка соприкосновение — связь чая пуэр с китайской народной флейтой хулуси. Китайская флейта, попав ко мне в коллекцию, совершенно случайным образом, но очень тесно оказалось связана с любимым мною черным чаем. Всё дело в том, что эта флейта-волынка, исторически появившаяся в Южном Китае и популярная в провинции Юньнань, связана с чаем не только географически, но и культурно. Ибо громкий и резкий звук этой флейты использовался для зазывания рабочих с чайных плантаций и полей в конце рабочего дня. Еще большую связность этих разных пластов культуры Китая, — музыкальные инструменты, чай и сельское хозяйство, — позволило ощутить наличие на флейте, попавшей ко мне, рельефного рисунка, изображающего женщину с корзиной, в какие обычно собирают чай. Это было небольшое чудо, когда на моих глаза сошлись разные сферы быта человека, переплелись в одно целое и выстроились в единую картину. Раздробленность, дискретность окружающего мира, как утверждают восточные философы уже тысячи лет — всего лишь иллюзия.
Далее я еще расскажу подробнее об этой замечательной, красивой и мелодичной флейте, как, впрочем, не единожды расскажу и о чае из Юньнани.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.