Final Fantasy XVI

Final Fantasy XVI

У меня был обзор демо-версии игры, а теперь я прошел ее полностью вместо вас, сэкономив вам 100 часов времени, и могу рассказать, что это за продукт, в полной мере. Может смысла и не много, но полная версия открыла некоторые нюансы, которые кому-то могут быть полезны в решении, пробовать эту игру или нет, учитывая, что она скоро выйдет и на PC.

Во время игры у меня появилось впечатление, что японский гейм-дев стал каким-то двуликим, в том смысле, как Янус, показывая то одно лицо, то другое, но никогда оба, и эта игра ярко иллюстрирует такое положение. У японцев словно перестали получаться игры одновременно и интересные сюжетом, и увлекательные механикой. Буду сравнивать с Final Fantasy XV, что логично, та же серия, вышла недавно, похожий концепт.

Так вот, если FFXV была довольно затягивающая именно механикой и геймплеем, но при этом прям сильно уныла и пуста сюжетом, то тут наоборот. Эта часть «финалки» скучна до воя геймплеем, но у нее крутой, глубокий, серьезный, тяжелый, трансцендентальный сюжет.

Сюжет здесь такой, что ее даже нельзя рекомендовать каждому. Во-первых, как я и говорил в демо, а дальше только еще крепче и жестче это было подтверждено, эта игра очень взрослая. Тут погибают люди, в том числе у вас на глазах и не особо гуманным способом. Тут секс, безысходность и политика. Смерти были в «финалках» и раньше, но как-то аккуратно завуалированные, чтобы, вероятно, не отпугивать аудиторию помладше. Тут же теперь никаких компромиссов, кровище прямо у вас на глазах, иногда жестокость даже выглядит бессмысленной.

Но, наверное, кому еще больше нежелательно знакомиться с сюжетом этой части, так это не столько тем, кто чувствителен к таким взрослым бескомпромиссным вещам. Но особенно тем, кто является верующим человеком, любой конфессии. Я бы сказал, игра пытается превращать в руины твои представления о вере, религии, другой жизни после смерти и прочем связанном. Сюжет буквально топчет понятие религии и надежды верующих на нее. Причем, особенно удивительно, при этом никак не отрицая саму концепцию веры и существования бога или богов. В такой форме, честно говоря, я подобного еще никогда не встречал, такие темы затронутыми вижу впервые.

Сюжет — главное достоинство игры, и, собственно, единственное, которое тебя удерживает. Это не графика, в ней ничего особенного. Не масштабность и титаничность сцен боев — все-таки не так ощущается, как ожидается. И не механика, она банальная и скучная. А вот глубина рассказа обескураживает. Даже все побочные квесты интересные, это целые отдельные, в том числе душещипательные, истории. Особенно поражает, как все персонажи раскрыты в игре. Нежно, внимательно, постепенно, гармонично. Буквально все, даже самые второстепенные, даже самые десятистепенные, из каких-то левых побочек, так, что им сопереживаешь и сочувствуешь даже больше, чем плосковатым главным героям.

Что еще нельзя не упомянуть про игру — это музыка. И она прекрасна в первую (и последнюю же) очередь тем, что является обработкой и обновлением старых добрых композиций серии Final Fantasy. Да, самая лучшая и самая яркая музыка здесь — это ремейки старых композиций. Кстати, по некоторым намекам в игре, развивающиеся события, судя по всему, происходят где-то через тысячи лет после сюжет FFVI, очень даже вероятно.

Как я и говорил в демо, игра по сути сильно линейная. Совершенно определенно, как и вся серия, по сюжету, и по локациям. В ней есть что-то типа регионов, в которых можно пойти куда хочется. Но на самом деле не куда хочется, это имитация, они тоже линейные. Бои — двухкнопочные, а смена айконов (типа богов-помощников), вроде должна была бы добавлять какую-то тактику в бои, на самом деле ничего не делает, а ты тупо по цепочке прокручиваешь их все, на автоматизме запуская все специальные атаки. В добавок, хотя айконы олицетворяют различные стихии, никакой механики, основанной на элементах, как было почти во всех частях серии, в игре нет и в помине, это неприятно поразило. А, и да, самое обидное и тяжелое, у тебя полностью отняли возможность вызывать богов-помощников. Да, самовсем, вот полностью, никак. Если в FFXV их тоже уже нельзя было вызывать самому, но они приходили часто на подмогу, когда бой затягивался, теперь такой механики нет в принципе. Вероятно, опять в угоду сюжета.

На протяжении всей игры, всю сотню часов, которые нужны для прохождения всего сюжета, всех побочек и одного вышедшего на данный момент дополнения, держалось двоякое ощущение. С одной стороны, захваченность сюжетом, что же будет дальше, и судьбами каждого человека, встречаемого на пути. А с другой стороны, постоянное ощущение недоделанности игры.

Да, игра прям прыщет тебе в лицо своею недоделанностью и непродуманность именно геймплейной. Скучная боевка. Полностью атрофированная, никак не работающая, рудиментарная экономика в игре, которую бы просто выкинуть и всё: от бесполезных магазинов до бессмысленного крафта. Настройка одежды и оружия только одного главного персонажа. Причем меняется визуально на игроке только меч, то есть в игре нет банально того, что было еще на PS1 и отлично там работало. Наличие в игре прыжка, который нужен только, чтобы… чтобы ничего. Прыжок ничего не делает, он вообще не нужен. У тебя есть кнопка прыжка и она ни для чего не нужна, по всему рельефу, в боях и так далее, так далее персонаж движется автоматически сам. Я, конечно, возмущался, что в ремейке FFVII отсутствие прыжка просто ужас, но, сука, я же не это имел в виду!

Поражает, что очень многие отличные решения уже были в FFXV, и игры технически очень похожи, но в итоге, имея такие наработки, просто взяли движок, и его бессмысленно и беспощадно обрезали. Почему и зачем — не понятно. Вот яркий пример, в FFXV я забавлялся тем, чтобы попытаться заметить, откуда появляется чокобо, когда его призываешь, и все никак не удавалось увидеть, он всегда оказывался вне зоны зрения. А тут с этим вообще не стали заморачиваться, ты просто немного поворачиваешься и любуешься, как чокобо просто выходит из воздуха ничего к тебе. Мда. И такие мелочи в игре повсюду, вроде и не критичное, но погружение сильно портит. Как там это умно называют, «лудо-нарративный диссонанс». Если бы не сюжет, я очень вероятно забросил бы игру, ну, точно не потратил бы сотню часов.

Вердикт, поэтому, будет такой. Если вы хотите потратить десятки часов на интересный сюжет, но скучный геймплей, и вообще нравятся такие игры, то не проходите мимо. Я вас уверяю, если будете внимательно следить за развитием истории и поймете о чем идет речь в игре, сюжет потрясет до основ вашего человеческого бытия. Точно заставит открыть рот и серьезно, глубоко задуматься, шевеля губами матерные словечки. Если же серьезные, взрослые и жизнеутверждающие темы это не о вас, а тем более вы крепко верующий человек, не надо тратить свое время и дразнить свою психику. Ну а если у вас стоит выбор поиграть FFXV или же в FFXVI, то лучше играть в FFXV, пусть в ней нет такого крутой истории, зато это веселое, затягивающее, увлекательное и красивое дорожное приключение. А сюжеты и просто текстом можно читать. 

Да, я часто говорю о том, что сюжеты очень важны в играх, но исхожу из той идеи, что история рассказывается через геймплей именно для того, чтобы ты сам физически и духовно мог поучаствовать в этой истории и даже повлиять на ее ход. Пусть даже не на разветвление сюжета, не на принятие решений в нем, а именно быть частью развития сюжета, если даже он линейный. И вот для такого как раз и должен быть тот самый «лудо-нарратив», чтобы ощущать себя частью происходящего. А в этой игре он как раз и поломан, сюжет перед тобой развивается в своей плоскости игры, а геймплей в какой-то своей унылой, и они не пересекаются. А жаль.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.