Быстрый обзор: Субстанция

Я, наверное, уже припозднился со своим обзором, фильм-то уже все посмотрели и обсудили кому не лень. Но больно уж он показательный, потому хочется сказать своих пару слов. Тем более, как можно было уже заметить, я не прохожу мимо чего-то такого необычного арт-хаусного или даже трешовенького.

Показателен фильм тем, как он отличается от более глубоких фильмов. Проще всего сравнить с еще оставшимися впечатлениями от «Рода мужского», чем-то похожи таким, каким-то сомнамбулическим, что ли. Так вот, если сравнивать, я бы Субстанцию вообще не назвал бы арт-хаусом, хотя таким его и не раскручивали, больше как боди-хоррор.

Но и в этом он довольно слаб, тот же «Род» более страшный в этом отношении. Жуткий из-за непонимания, что перед тобой происходит, страх неизвестного, трансцендентальный ужас чего-то чуждого. А тут все понятно и естественно.

Да, этот фильм по-настоящему красивый и стильный. Никакого спора нет, как замечательно сыграли обе актрисы. Достаточно только на них смотреть, чтобы стоило потратить время на фильм, они великолепны. Но этот фильм банален до костей мозга, что резко отличает его от основного массива того кино, который называют арт-хаусом, несмотря на любопытную задумку.

Так как этот ярлык, на мой взгляд, подразумевает какую-то глубину смысла, какие-то загадки и неопределенности в произведении, различные интерпретации. Тщательное изучение своей психической природы и внутренних миров других людей, вскрытие культурных слоев. А здесь же у нас по сути одна простая поверхностная идея, которая снова, и снова, и снова тебе скармливается на протяжении всего фильма. Как для детей, или глупых, напрямую, чуть ли не словами персонажей.

Поэтому фильм скорее напоминает какую-то страшилку для подростков, кошмарную сказочку у костра вечером на пикнике. Не драматичен, несерьезен, не создает внутри задумчивое молчание, а снаружи острое желание обсудить фильм с кем-то. Там нечего обсуждать, пока смотришь, тебе все раскладывают по полочкам. И даже жанр фильма не совсем понятен, это и не арт-хаус, как мы выяснили, и не слешер, и для боди-хоррора слишком наивен.

Сюжет не создает никакой интриги, никакой загадочности или интерпретаций. Каждую следующую минуту произойдет именно то, что ты и ожидаешь, никакого своеволия. Если бы не отличная картинка, атмосфера и игра актрис, было бы бесконечно скучно. И даже конец вполне себе гармоничен и логичен, как бы он не вызывал громкие «фи» от неискушенной публики, и потому не добавляет никакой «арт-хаустности», и тем более хоррора (ну кроме одной сцены, может), да даже просто сумасшествия, оставляя настроение страшилки.

Почти сразу же мне пришла на ум ассоциация фильма с ранней работой Гильермо дель Торо «Хронос», даже сюжет до частностей схож. Тут желание молодости и славы, там — бессмертия. Тут некая субстанция, там — изобретение алхимика. И тут и там примерно конец всей истории одинаков, да и выводы из нее. А дель Торо известен именно своими атмосферными, но не чтоб прям уж трансцендентально жуткими сказками.

Так стоит смотреть фильм? Один раз точно надо посмотреть, хотя бы ради прекрасной пары блестящей актерской игры. Но следует четко понимать, что не следует ждать никакой глубокой и сложной артхаусной интриги, или жуткого боди-хоррора, или хотя бы сюжетных твистов. Нет, это продукт даже не полуфабрикат, а уже тщательно пережеванный, если даже не переваренный. В общем, проверьте, может вы еще не всего Кроненберга пересмотрели.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.