Многие философы многие века теми или иными словами убеждали всех вокруг, что атомарность окружающего мира, нашего сознания, вещей и явления, отделенность наших тел от окружающего мира — всё это иллюзорность. Что на самом деле все едино и границы между кажущимися отдельными вещами очень размыты.
Просто человеческим мыслям проще осознавать отдельные части окружающего мира, проще ими оперировать, с ними взаимодействовать. Но, если не забывать о единой природе всего вокруг, можно увидеть мир совсем иначе, заметить доселе неочевидные интересные явления, многое понять, по-другому почувствовать…
На перекрестке различных областей культурной жизни любого народа можно столкнуться с различными предметами, которые касаются много в жизни людей. На самом деле таким свойством обладает любой предмет, если не рассматривать его сразу же исключительно только как то, чем он является. Музыкальный инструмент может быть представителем среза культуры, связанного с музыкой. Это тянет за собой песни, композиторов, немного даже психологию, чувства и эмоции, тянет историю и может эпос. Но это обычное и привычное для музыкального предмета. Но зачем ограничиваться этим? Закроем глаза и еще раз взглянем на этот предмет. Вот уже он связан, кроме музыки, с ремеслом, как и из чего, кем он изготавливается, это же целая профессия и наследие веков! Вот можно увидеть, как этот музыкальный инструмент применяется в обществе с древних времен: как развлечение, для ритуалов, для любовных признаний, или для грустных событий, или просто декоративный. А может инструмент, кроме использования особого, имел повседневное бытовое применение? Смотрим глубже, и становится интересно познать, как появился этот инструмент, насколько он древний, как могла придумать такое человеческая душа, почему он занял свое место в жизни людей… Нам открывается целый мир, не мир инструмента, а мир ищущих в веках человеческих судеб!
На юге Китая, в провинции Юньнань, часто мужчины народа дай признаются в любви своим избранницам, играя им прекрасную музыку на необычном музыкальном инструменте. Многие другие народности Китая используют этот инструмент и для другой цели — гудящим звуком созывают с полей собирателей чая. В одной точке сошлись музыка, чай и связались любовью.
Хулуси или хулусы, известный также у дайцев как «биландао» — красивый духовой инструмент с красивым звуком. Название «биландао» означает, как часто бывает, именно то, что собой представляет инструмент: «духовой инструмент („би“) с горлянкой („дао“) для игры вертикально („лан“)». Этот инструмент иногда еще называют «китайской волынкой», так как в его конструкции присутствуют две дополнительных бурдонных трубки для создания фонового низкого звука. Бурдонные трубки можно открывать или закрывать когда необходимо, меняя настроение исполняемой музыки, и обычно на хулуси играют сольно. Все три бамбуковые трубки инструмента соединяются в тыкве-горлянке, которая служит резонатором. Современные хулуси часто делаются полностью из пластмассы, пришедшей на смену капризным природным материалам.
Хулуси имеет необычайно красивое звучание, узнаваемое и, как можно сказать, этническое. Звуки этого инструмента сразу ассоциируются с чем-то восточным, китайским, всплывают в голове все известные связанные с этим образы — красивые природные просторы, горы, буддийские храмы, чайные и рисовые поля… Как практически все инструменты с промежуточными камерами, хулуси имеет протяжное равномерное звучание, но получить можно на ней очень виртуозную музыку. Если играть со всеми открытыми отверстиями, будет поразительный звук — громкое гудение, похожее на сигнал автомобиля. Именно этим звуком и созывали рабочих с полей в конце трудного дня. На тыкве очень часто изображены картины бытовой жизни народов, например, сбор чая, с которым связан сам инструмент. Родина хулуси — китайская провинция Юньнань, которая знаменита не только своим чаем пуэр, но и гипотезой, что именно там впервые человек начал культивировать это чудесное растение!
Хулусы — язычковый духовой инструмент, звук получается за счет вибрации металлической пластинки, установленной на центральной мелодической бамбуковой трубке. В свою очередь она погружена внутрь высушенной тыквы-горлянки, в которой звук усиливается.
Некоторые советы для случаев, когда хулусы у вас в руках, но играть на нем у вас не получается, что может случиться с большой вероятностью.
Советы начинающим по игре на хулусы (биландао)
- Стоит сразу уяснить, что в этот инструмент следует дуть довольно сильно. Но не слишком, перенапряжения никакого не должно быть. Наличие довольно большого резонатора требует некоторого умения запасаться воздухом и правильно дышать.
- Чтобы получить первые звуки, прикройте большим пальцем левой руки единственное отверстие с обратной стороны. Начинайте дуть в хулуси, начиная совсем слабо и постепенно наращивая силу потока воздуха. Должен в некоторый момент появиться высокий звук. Если продолжить наращивать силу, звук может исчезнуть. Следует запомнить силу, с которой надо дуть.
- Если никакого звука так и не появилось или он появляется только тогда, когда очень сильно приходится дуть в инструмент, хулусы следует настроить. Делается это следующим образом:
- Мелодическая центральная трубка инструмента — съемная. Аккуратно освободите эту трубку от всех креплений, которые могут находится на ней и связывать с бурдонными трубками. Затем, крепко схватив, тяните, немного вращая трубку вокруг ее оси в одну и другую сторону, в направлении от тыквы-горлянки (рис. 1).
- Когда трубку удастся снять, вы увидите на ее конце, находившемся в тыкве, металлическую пластинку с язычком (рис. 2). Затрудненное звукоизвлечение может быть связанно с несколькими причинами. Иногда язычок застревает в своем прорезе или цепляется за края, в этом случае его надо немного отогнуть. Если язычок будет слишком сильно отогнут, то для получения звука придется дуть в хулусы крайне сильно, в этом случае язычок наоборот надо прижать обратно к пластинке, выровнять его. Другая причина — загрязнение, мусор попадает между язычком и краями пластины и он застревает. Для этого случая достаточно освободить его, не меняя форму, и продуть.
-
Чтобы отрегулировать положение язычка, его можно поддеть чем-то плоским и острым и очень аккуратно отгибать в нужную сторону. Если звук получается неправильный после сборки, инструмент надо опять разобрать и настроить внимательнее. Язычок может быть ломкий, будьте осторожны! Если он все же сломается, инструмент выбрасывать не следует. Язычок можно заменить на что-то аналогичное, и инструмент заживет вторую жизнь. Насколько известно, столкнувшиеся с этим заменяют язычок пластинками из варганов (например, китайского коу-сен) или вытачивают из латунных пластин самостоятельно.
- Каждый раз после подстройки язычка, собирайте инструмент не полностью, а только вставляйте мелодическую трубку в тыкву, пока не добьетесь удовлетворяющего вас звучания. Не стоит смиряться, если что-то в звуке не нравится, настраивайте до идеального для вашего слуха. Играть на хулуси должно быть легко и приятно, а звучание его — радовать.
- Далее приведены две аппликатуры для инструмента (в том числе с китайской цифровой нотацией), которые позволят сыграть по нотам народную китайскую музыку. Но хулуси — идеальный инструмент и для импровизации, и для фонового медитативного или романтического звучания. Этот простой, но колоритный инструмент обязательно полюбится!
Напоследок пару видео со звучанием хулуси.
Надишана и Хадук Трио исполняют замечательный этно-джаз
Китайская народная песня Spring Comes to The Grassland