Мы, безусловно, знаем, что лыжи делятся на беговые и горные. Иногда их даже путают, особенно кто вырос там, где много бегают на беговых, но не горнят на горных. Но мы совсем не об этом, мы рассмотрим именно виды горных лыж.
Также всем до мозолей известны все эти виды горных лыж по способам и местам катания: спортивные, карвинговые, трассовые, универсальные, беккантри, фрирайдные, парковые твинтипы и т.д. и т.п. Но мы сегодня опять же не про них, как это ни странно. Так о чем же? О более радикальном разделении лыж, чем трассовые и фрирайдные. О технологиях горных лыж и технике катания, которые очень многим неизвестны, но при этом активно используются и некоторые даже популярны относительно. А раз что-то малоизвестно, то нам это особенно интересно.
Классические лыжи. Начнем с самого основного — просто старые серийные лыжи. Просто те, которые предшествовали современным. До нынешней формы, которая помогает поворачивать на склоне даже корове, лыжи были прямые, начиная от совсем параллельных граней, и все далее растущих боковых вырезов. Такие классические лыжи были намного длиннее, подбирались выше роста райдера, как нынче фрирадные, но более узкие.
Как и сейчас, жесткость влияла в том числе на уровень техники спортсмена, потому как, без сильных боковых вырезов, такие лыжи следовало буквально продавливать, изгибать своим весом, чтобы они повернули. Такая их форма была просто наследием от обычных беговых, охотничьих и вообще древних лыж, которая перешла на появившиеся применение для спуска с гор. Менялась цель — постепенно менялась и форма, достигнув современного вида.
Но прямые классические лыжи сверхпопулярны до сих пор, как и среди просто великовозрастных райдеров, которые на таких лыжах начинали свои горные приключения, да или не захотели переучиваться, или нравится как есть (а у них реально есть свои огромные плюсы). Так и среди молодых, которые используют преимущества таких лыж. Уверен, каждый их вас (если конечно обращал внимание) встречал райдеров с такими лыжами на каждом курорте.
Их важная особенность в том, что на них сложно повернуть, но движение получается плавное, стабильное даже на высоких скоростях. Потому в больших горах, на ровных трассах, когда тебе хочется быстро и легко, не делая бесконечно впустую какие-то карвинговые или скользящие повороты на современных лыжах, спуститься вниз, как уверенно и неумолимо плывущий крейсер, такие лыжи идеальные. Их часто использую в том числе горные спасатели, патрулирующие трассы, спускаясь с вершины до низа за считанные минуты, сделав всего пару поворотов на всю трассу, экономя силы.
Прямые лыжи с палкой. Мы не просто нырнем еще дальше в историю, мы упадем к истокам. Фактически, это первая техника катания на лыжах по горам. Полностью прямые лыжи, которые повернуть сами по себе вообще не получится. Потому используется дополнительная длинная палка (одна), которой как рулем на лодке управляешь своим движением, делаешь с помощью нее повороты и тормозишь.
Но не было бы смысла упоминать об этом виде лыж и катании, если бы он не использовался до сих пор. У нас же не исторический очерк, а технический. И такие лыжи действительно используются и поныне с древности. С одной стороны, во всяких далеких забытых деревнях, где уже тысячи лет наверное такие лыжи сами делают и ездят по делам и развлечениям. А с другой, всякие любители и энтузиасты, которым такое нравится, или как историческая реконструкция, или как просто новые необычные ощущения от чего-то экзотического.
Целый отдельный небольшой канал о таких лыжах с Алтая: https://www.youtube.com/@altaiskis
Телемарк. Этот сорт лыж интересен сразу несколькими моментами. С одной стороны, тем, что это исторически первые так сказать серийные и спортивные лыжи. То есть, такие, которые получили широкое распространение, свою определенную академическую технику катания, и на которых начали проводить соревнования на регулярной основе. А появились они как раз в норвежской губернии Телемарк еще в 19 веке, потому так и называются.
Надо сказать, что телемарк — это не просто вид лыж и техники катания, это целая философия и субкультура. На этих лыжах у тебя ноги не закреплены жестко с лыжами, пятка свободна по типу беговых. В связи с чем езда на них более комфортная и естественная для физиологии человека, походя на обычное шагание. Видимо, поэтому есть целая субкультура приверженцев этих лыж и такого мировоззрения.
И хотя может очень многие и не встречают райдеров телемарка на привычных склонах (я, например, не видел), это очень популярная техника. Более того, ее можно использовать для любого вида катания, что карвинга, что могула, что фрирайда. И это отдельный вид лыжного спорта, по которому регулярно проводятся соревнования, даже чемпионаты мира. Звучит как параллельная реальность рядом, но факт.
Охотничьи лыжи. Тут прям мало что интересного, но отметить стоит. Такие лыжи больше всего похожи, наверное, на самые первые, создаваемые еще вручную издревле, да наверное их самому и можно сделать. У них простая форма, они прямые, с загнутым носком, небольшие, но широкие, примитивные крепления. По смыслу, наверное, максимально приближены к снегоступам, но удобнее передвигаться и на большие расстояния, и по более сложному рельефу, в том числе на них реально спуститься не с сильно крутых склонов. По-прежнему очень популярны для своих целей в первую очередь из-за дешевизны.
Скиборды. Мы прошлись по всем историческим, достаточно древним сортам лыж, а теперь пора обратить внимание и на что-то свеженькое. Такие лыжи появились совсем недавно, в 90-х года прошлого века. И приобрели тоже свою субкультуру почитателей. Они очень популярны, проводятся по ним соревнования, много почитателей и своя субкультура. Хотя, опять же, на склонах с ними лихачей я не встречал. С одной стороны на них ездить проще, а сдругой, опаснее.
Проще тем, что они легкие и потому легко прыгать, короткие, потому легко поворачивать, вертеться и вообще что угодно. Собственно потому, в первую очередь их используют в сноу парках, прыгать по фигурам и прочее выделываться. Но находятся и такие, кто гоняет по обычным склонам, безбашенные, или потому что проще. В глубоком снегу, конечно, уже далеко не уедешь.
Опасные и неудобные они тем же, что короткие. На них сложно удержать равновесие, легко завалиться вперед или назад, где обычного лыжника будут держать длинные лыжи. У них чаще отщелкивают крепления из-за особенности формы, потому некоторые райдеры, чтобы это не мешало крутить трюки, делают их жесткими, что, естественно, приводит к травмам.
Я знаю людей, которые только на таких и ездят по вполне себе горным склонам. Не трюков ради, а потому что их легко возить, носить, на них проще поворачивать, не нужны палки, и так далее. Да, в итоге не получится ездить быстро, не получится делать более впечатлительные прыжки, не получится заехать на пух, или даже по трассе разбитой уже не так приятно ездить, но каждый сам определяет что ему важнее.
Кстати, можно встретить их еще под названием «сноублейды», причем больше даже в русскоязычной среде. Но это название бренда от Salomon, который стал нарицательным для скибордов, как типа «ксерокс» для копировальных аппаратов. Потому более правильно и точное название именно «скиборды». Можете теперь умничать, как столкнетесь.