По одному из определений,
Шаман — человек, который знает, что в каждом создании есть «душа», и действует в соответствии с этим.
Относительно живых существ (животных, растений), это очевидно, для неживых объектов — это единение всего сущего на всех уровнях (например, на условно «ментальном» — всё — сгустки энергии, не различимые [почти, как бы] между собой, на физическом — материя едина, то есть во-1, всё содержит много общих веществ; во-2, атомы различаются между собой лишь количеством электронов => протонов, нейтронов, и т.п.).
Соответствующие действия: общение (любое), подобающее использование («симбиозная „просьба“»), аккуратность (дисциплина) и т.д. (главное, не воспринимать перечисленное предвзято, т.е. без внимания других элементов).
Условно «душу» каждого объекта (животное, предмет, событие) можно рассматривать как архетип.Оные архетипы, как известно (хм…), символизируют графические руны. Безусловно, архетипов бесконечность, но неопределенность рун позволяет найти соответствие для каждого.
Ниже будет приведена графическая схема шаманского и любого другого путешествия (т.е. шамана или обычного человека). Путешествия любого — как в пространстве (вертикальное) и времени (горизонтальное), так и по жизни, в своем развитии (направление не дождетесь!). Схема будет рунической просто потому, что руны кое-как относятся к шаманизму и могут описывать, как говорилось, архетипы (которые есть бесконечно ментальные понятия).
Схема представлена на рисунке 1, и её архетипы обозначают:
1) Для обычного человека:
Perþ — это сам человек, его тело, сознание. Руна Perþ символизирует, всё же, не столько его (человека) тело, сколько его сознание, форма, которая и осуществляет путешествие.
Ehwaz — архетип, с помощью которого Perþ движется. При вертикальном движении это что угодно — машина, самолет, но прежде всего это тело человека, которое и является «коньком (Ehwaz)» человека, его инструментом, при этом тело ещё объединяет в себе и горизонтального движения средство — ведь тело заметнее всего остального движется во времени.
Raiðo — обозначает путь движения: в пространстве — направление, во времени — весьма очевидно что. Это дорога, но не как наличие, а как направление. Т.е. этакий компас, что-то вроде примера путника в поле, где нет никакой дороги, но он знает куда идти — направление по тому же компасу, солнцу, указ другого человека (любопытная вещь) или просто знание (внутреннее Raiðo) или же Random выбора.
Eihwaz (ни в коем случае не путать с Ehwaz, см. рис. 2!) — крайне любопытная вещь, обозначающая непосредственно то, в чём производиться движение. Для вертикального движения — это само пространство, мир, в котором человек движется по своему Raiðo. Для горизонтального движения — это само время или жизни человека (Прошлая Урд, Настоящая Верданди и Будущая Скульд).
2) Для Шамана всё выглядит несколько иначе. Безусловно, в тонале (повседневном мире) весь п.1 сохраняется, но во время шаманских штучек добавляется:
Perþ — это энергия шамана, или, скорее, источник оной внутри него, его сила и самоосознание.
Perþ — это источник Урд (не путать крынницу с Прошлым) внутри человека, который питает не только его, но ивесь мир. Следовательно, Perþ — это так же символ единства человека с окружающим миром, не только тональным, а всем (Иггдрасиль — мировое дерево).
Другими (предыдущими) словами, Perþ (здесь) — та склеивающая сила (Любовь), которая и есть весь мир (в широком смысле).
Ehwaz — кроме п.1, это так же средства неординарные (с точки зрения тоналя). Например, это Ключи (Жесты), даваемые и уже взятые, проявляющиеся как указание нужного («желаемого») шаману пути или полученные им умения (способности к движению по Eihwaz). Это Слейпнир рунный, позволяющий путь везде — вертикально, горизонтально и любого вида внутренний (наружный -хе-хе). А так же это сила, которая позволяет движение или, что чаще (или, точнее, много труднее) позволяет контролировать это движение. То есть, не сделать шага без мощи в ногах, не полететь, имея Слейпнира, но, не зная, как им управлять, или не имея силы и сосредоточения удержать узды (надеюсь, представленный символизм заметен!).
Raiðo — всего лишь направление, но в этом «всего лишь» — бесконечность (и это в 10 буквах!). Это, кроме п.1, направление внутри сознания (три уровня человека), это путь по параллельным реальностям (принцип неопределенности квантовой физики), это путь по иным, кроме тоналя, слоям нашего мира и путь по иным мирам… Скатертью Raiðo!
Eihwaz — всего лишь весь мир, всего лишь Иггдрасиль, что есть эманации Орла, сидящего на его вершине (лишь бы не гадил!). В п.1 не сказано, но необычно то, что Eihwaz обозначает среду движения (нет, не помёт Орла), при движении человека/шамана для него есть не она сама, так как он/они его полностью воспринимать не способны (смерть, ср. «взгляд» на Орла и его эманации у Карлоса Кастанеды). Поэтому для них Eihwaz — это пороги перескока, как бы кадры, мелькающие при переходе перед глазами, это словно «экраны» гениального RPG всех времен и народов. При этом пороги эти нереальны, за них не ухватишься. Где граница между Настоящим и Будущим, хотя она впереди? Заверните килограмм границы между водой и воздухом. Я был на «экране» RPG всех времен и народов в бесконечности серий, но, как ни прискорбно (сколько радости!), виртуальность не реальна и недосягаема, ничего, кроме прекрасной музыки и глюков не осталось. Туман очевиден не менее, чем Космическое Вл…ще, но, если к нему и повернешься, прогуляться не получится в прохладе: от грядущего нет спасения, аминь.
* * *
Как должно было быть видно из вышеприведенного измышления, п.2 является всего лишь расширением п.1, дополнением к нему. То есть, по-иному, шаман — так же человек, но только с более широким
взглядом, он видит (или, хотя бы, знает) поболя, чем обыденный человек.
Выше был представлена идея с точки зрения тоже скандинавского шаманизма. Единственная важная цель этой символики — сокращение приведенных пространных словоизвержений, замена их «простыми» образами, как на рисунке 1. Другая цель — использование в каком-либо ритуале (магическом), если такой вдруг потребуется (не знаю уж зачем), но опять же, с той же целью — сокращение, наглядность.
И вообще, скандинавский шаманизм хороший пример удивительного родства религий. Действительно, сосульчатый шаман ничем не отличается от, например, индейского, как то: атрибуты, поведение (разговоры с духами, превращения животных, путешествия по иным мирам) и, конечно, философия (инициализация через имитацию смерти, магия слов, знаков, образов). Но это уже отдельная обширная тема…