Я не профессиональный критик в любом из направлений искусства, но считаю, что искусство создается для всех, а не для критиков. Критик — это именно профессия, то есть дело, которым люди зарабатывают себе на жизнь. Как, например, продукты в магазинах находятся не для потребнадзора, а для обычных покупателей. Критик, по сути, только помогает нам выбрать что-то из множества продуктов, пробуя это первым и рассказывая нам. Искусство же — это продукт культуры. Короче говоря, не только критики имеют право говорить об искусстве и о своих чувствах по отношению к нему, впечатлениях и продвигать интересные продукты в мир.
Поэтому я и рассказываю про видеоигры, музыку, книги и кино. Для меня это как способ озвучить свои личные впечатления, так и поделиться с другими, кому это внезапно может быть интересно, тем, на что стоит обратить внимание, и почему стоит. Но есть еще важная деталь. То, как стоит потреблять тот или иной продукт культуры. Если привести метафору (хоть они и зло), то может взять, например, чай. Допустим, есть чай не очень качественный. Его можно заварить на ходу в чашке и быстро выпить, не задумываясь, а делать с ним чайную церемонию просто бессмысленно. А есть хороший чай, и его выпить в кружке на ходу глупо, он просто не раскроется, потратишь время и деньги впустую, а надо провести медленную внимательную чайную церемонию. Причем, независимо от качества чая, употребляя его соответственно можно получить удовольствие.
Тоже самое с продуктами культуры — их надо уметь (или просто знать как) «готовить» и потреблять, чтобы понять их и раскрыть. И такими «рецептами» я и пытаюсь делиться, которые обнаружил для себя сам. Важно понимать, что это не в стиле «давайте я научу вас, как понимать глубину этого произведения, я умный, я знаю как, а вы если не понимаете это произведение, то просто не доросли». Скорее, идея сказать «вот в этом продукте я нашел то-то и то-то, обратите на эти моменты внимание, может вам они будут интересны или понравятся, а также теперь будете знать куда смотреть».
Я заметил очень частое явление, когда произведение искусства вообще не рассматривается как произведение искусства, а исключительно как продукт, даже не культуры. В данном случае мы сталкиваемся с культурой потребления, которая относится не только к материальным продуктам, но и продуктам духовным. Безусловно, быстрые, дешевые и легкие для потребления продукты, этакий культурный фаст-фуд или даже джанк-фуд, нужны и полезны тоже, для быстрого удовлетворения духовного голода, для экономии времени, для определенного специфического вкуса, и тд, и тп. Но как и в примере с чаем, очень странно, когда культурные «блюда высокой кухни» потребляются на ходу и невнимательно, как фаст-фуд.
Думаю, большая часть моих эссе как раз этому и посвящена. Я словно говорю, потребитель, притормози, вот перед тобой продукт, имеющий какую-то глубину вкуса и оттенков аромата, присмотрись, прислушайся к нему, и может найдешь что-то интересное. Потому как постоянно становлюсь свидетелем (ознакамливаясь с обзорами и комментариями других потребителей), что большинство просто видит в продукте исключительно фас-фудовские черты, достоинства и недостатки: насколько удобно потреблять этот продукт и насколько он питательный. Даже когда обсуждается продукт, признанный мировым сообществом произведением искусства, это тенденция остается.
Причем, на мой взгляд, это не является проблемой. Во-первых, если кто-то потребляет продукт невнимательно, где-то даже неся для себя траты, ущерб и дискомфорт, то, в конце концов, это полностью его лично дело, и он имеет право терять свое время, финансы и нервы так, как ему угодно.
Во-вторых, с чего я и начал, продукты культуры, даже если создаются нацеленные для определенной аудитории, все же являются всеобщим богатством и благом, фактически доступным каждому, и потому каждый имеет право высказывать свое мнение, даже если оно поверхностно или в принципе полностью ошибочно по каким угодно причинам.
В-третьих, если это даже в частности как-то влияет на творцов продукта (уменьшает их заработок, убивает вдохновение, уменьшает аудиторию, создает обманчивое впечатление и тд), то в общем этот продукт все равно остается навсегда в культуре, неотъемлемой его частью, частью истории и духовного богатства.
Может, если бы впечатление о продукте не были бы испорчены поверхностной оценкой или просто непониманием вероятной задумки, то могли бы появиться новые творения, подкрепленные финансами и популярностью. Но, как говорится, у истории нет сослагательного наклонения, потому говорить об этом не стоит абсолютно.
Да, это неприятно, когда в каком-то творении, которое ты находишь заслуживающим внимания, большинство ничего не видит и считает его проходящим. Или когда в какой-то философской, глубокой и заставляющей задуматься притче большинство не увидело для себя развлечения и драйва, и потому считает работу унылой поделкой. Или, например, мало кто заметил под шокирующими метафорами аллюзии и психические конфликты.
Но, с одной стороны, это шанс и возможность прислушаться и посмотреть на произведение с совершенно другой и даже неожиданной для себя стороны, чужими глазами. А с другой, врзастить в себе принятие чужого мнение, терпение и навыки анализа не только культурных продуктов, но и природы человека.
А что же со всеми этими мнениями делать? Я не один раз уже в своих опусах упоминал, что современная аудитория крайней избалована количеством и качеством доступной информации, и потому принимает все сходу критично и в штыки, что не лежит понятным и доступным образом на поверхности. Это надо понимать и не руководствоваться одними только мнениями в Сети для принятия решения, знакомиться с очередной поделкой или нет, тратить ли время.
Также, совершенно бесполезно пытаться спорить и переубедить кого-то из носителей отличного от вашего мнения. В который раз отмечу, что это их мнение, они имеют для него причины и имеют на него право. Более того, мнение — это продукт собственной внутренней культуры, и как любое произведение культуры, ценно и важно. И точно также, не стоит никогда забывать, мнение — это произведение такое же личное и субъективное, как и все произведения творчества.
Единственное, что остается, это попытаться показать другой взгляд на тему обсуждения, чтобы носитель иного впечатления мог обогатить им свой внутренний мир. Если человек открыт к новой информации, иным мнениям, занимается развитием внутренней культуры, он может прислушаться и что-то для себя открыть, и это чудесно. Но всегда будут те, которых не интересует никакое отличное от их мнение, ну пройдут мимо, это нормально, каждому свое.
Собственно, этим я и занимаюсь, просто высказываю свое восприятие о тех культурных продуктах, о которых хочется что-то сказать. Причем, я четко это замечаю, что очень часто я высказываюсь о тех произведениях, которые абсолютное большинство довольно сильно критикует и не принимает. И это замечательно, что в таком творчестве все же видно что-то другое, о чем можно рассказать. Даже если никто больше не заметит и не заинтересуется этим.
Итого, можно только желать каждому быть максимально сознательным в подборе культуры потребления к каждому культурному продукту. Нет ничего плохого в перекусе джанк-продуктами, если есть такое желание и стремление, и особенно если есть понимание, что это всего лишь перекус. И по-настоящему замечательно внимательно и неспеша потребить какой-то утонченный продукт, когда есть способности его распознать.
Но, конечно же, совершенно не стоит попадать в ловушку бесконечного поиска во всем подряд глубинного смысла и фантомных интерпретаций. В конце концов, самое главное — собственные эмоции и послевкусие от прикосновения к искусству и просто к чужой душе.