Все мы любим (надеюсь) слушать музыку, самую разную. Неважно какие жанры, это все творчество, это все произведения искусства. Звуки чудесным образом выстраиваются в тянущие к небесам гармонии…
И вот часто бывает, что какой-то мотив кажется безумно знакомым. Где-то мы это уже слышали, или очень похожее, или точно оно, но вроде как исполненное по другому. И очень часто действительно так, это произведение или повторяет какой-то чужой мотив, или является даже простым кавером.
Но вот есть именно кавер, когда никому неизвестная группа исполняет композиции всем известных музыкантов, один в один. Или иначе, всем известная группа на свой собственный манер исполняет что-то известное или не очень. В общем, я к чему веду. А где та грань, когда произведение становится уже плагиатом? И я сейчас не говорю прям про воровство чужих произведений, прям о незаконных действия. Скорее именно с точки зрения творчества.
Насколько произведение — самобытное творение искусства, если оно написано в подражание кому-то, или очень похоже, сознательно или нет, или использовался тот же мотив? А когда используется мотив в веках, ведь уже все возможное давно написано?
Вот, например, давно ходят слухи, что В. Цой (замахнусь на святое!) многие свои композиции позаимствовал у западных музыкантов, например The Cure. Похожие мотивы, но вроде как и самобытно. Насколько допустимо? Повторю, это не вопрос законности, а именно с точки зрения произведения искусства.
На западе тоже повторяют за другими, ну, в основном официально, конечно. Например, великие Scorpions записали свою «White Dove» как новую интерпретацию песни «Gyöngyhajú lány» группы Omega. Голубь, безусловно, красивая и запоминающаяся песня, но я был в полном шоке, когда услышал оригинал. Он не просто на порядок прекраснее, особенно волшебный из-за исполнения на оригинальном венгерском языке. У оригинала и смысл совершенно другой, это красивая любовная песня, а не про какой-то там наивный мир во всем мире. Песня, кстати, была очень популярна в свое время в Европе, но благополучно забыта, и куда там тягаться с мастодонтами маркетинга.
Бывают попроще ситуации, например красивая мелодичная «The Sound of Silence», которую кто только не перепел, даже в более тяжелом роковом стиле. Ну и почему бы нет, никто не скрывал оригинал, и давал композиции новое дыхание. Или там, например, «Personal Jesus», который красиво перепел великий Johnny Cash и многие, многие другие. Ну или Behind Blue Eyes, перепетая, среди прочих, взрывными Limp Bizkit. Про «Knockin’ on Heaven’s Door» я вообще молчу, ее не перепевал только окончательно ленивый.
И первых, и вторых случаев много, наверняка вы знаете не один. Напишите в комментариях подобные каверы или как их назвать, которые вам известны, и которые действительно заслуживают внимания. Особенно интересно, когда это не просто кавер, а именно новая интерпретация чего-то менее известного или просто забытого.
Но бывает еще особый род случаев, исполнение так называемых «народных» песен, которые или правда народные, или автор безвозвратно канул в лету. Таких песен тоже много, вы многие из них отлично знаете и слышали их вариации от бесчисленного множества музыкантов. Права на такие песни не охраняются, и потому их можно перепевать сколько угодно. Какие вы песни знаете из таких?
Забавно, что к таким песням относится «Happy Birthday to You», которую исполняют, простите, не только музыканты, а вообще все. С ней тоже не все так просто, как кажется! Интриги, расследования, разборки с авторскими правами… Вот теперь живите с этим, в очередной раз поздравляя кого-то привычным детским мотивом.
Другая, посерьезнее, знаменитая песня из таких, конечно же, «The House of the Rising Sun», особенно прославленная в исполнении The Animals. Вокруг этой песни вообще много всякой загадочности, запутанное происхождение и всякие интерпретации. Есть даже предположения, мол, слова песни связаны с какой-то женской тюрьмой, что-то такое. Не зря же есть даже психоделическая версия исполнения. Короче, жуть и мрак, а песня красивая.
Еще интересна узнаваемая и яркая «Cotton-Eyed Joe», глубоко ассоциирующаяся с исконно американским фольклором. Конечно же, тоже часто звучит отовсюду ото всех, ну почему бы и нет, веселый танцевальный мотивчик. Таким же образом наверное можно найти уйму песен на различные знаменитые ирландские народные песни, джиги и прочее.
Тут мы плавно подходим, через народные всякие песенки, к упомянутому в самом начале замечанию: так может все мотивы уже давно написаны и ничего нового сочинить невозможно, и все будет плагиатом, повтором? Собственно, где та грань, то тонкое чувство, создается ли оригинальное творчество, или просто очередной перепев уже тысячу раз перепетого?
Ведь что-то такое есть в электронной музыке. Многие произведения, которые даже становятся знаменитыми и многими любимым, написаны как набор сэмплов, которые кто-то когда-то записал и подготовил. И по сути получившаяся мелодия — набор кусочков чужого творчества и чужой работы. А если взять еще и жанр эмбиент, то получается в нем все звуки украдены у окружающего мира!
Вот вам один пример, но очень показательный. Существует такая штука, как La Folía — музыкальная модель, этакий паттерн или формула, характерный ряд нот, основа для музыкального произведения. Именно эта формула хорошо известна, будь здоров, полтыщи лет, и на протяжении всех этих веков была популярна и использовалась множеством композиторов.
Ну, подумаешь, можно сказать, мало ли что там в классической музыке всякого использовали. Но эта формула не забыта, и, например, применена хорошим таким композитором Vangelis в довольно на слухе композиции «Conquest Of Paradise». Да, это тот самый грек, который прославился своим изменившим историю саундтреком к «Бегущему по лезвию». Также, хоть убей, я слышу фолию своим медвежьим ухом в прекрасной «Boadicea» от не менее прекрасной Enya (кто такая Боудикка вообще отдельная история).
И таких формул, всяких там фолий, пассакалий и прочее, тянущихся из дремучего средневековья, а может еще дальше, из древних Греции и Рима, большое количество, чьи мотивы пронизывают, наверное, всю современную музыку. Да, не только классическую или ей подобную, как вы хотели бы, наверное, меня тыкнуть, мол упоминал много рока, а тут мелодии, под которые принято засыпать.
И может, какая-то музыка не может протянуть корни именно к этим классическим моделям, выделенным и описанным вычурными европейцами, а ведут истоки, например, из самых глубоких и древних, зари человечества, времен на загадочном континенте Африки, или культурную колыбель всея планеты Азию.
Но, наверное, эти магические музыкальные формулы, которые мистическим образом затрагивают струны наших душ, играют нашими чувствами, растворяют наше сознание одновременно во всей Вселенной, абсолютно одинаковые во всех концах планеты и во все времена. И обнаружить их можно во всех произведениях всех народов всей истории человечества. Этакий «Тысячеликий герой» от музыки.
Тогда, может, и глупо говорить о каком-то там плагиате, подражании, повторяемости. И, на самом деле, всё это в конце концов только вопросы авторских прав, юриспруденции, хлеба насущного для музыкантов, и не более. А творчество, произведения искусства — сокровища и достояние всего человечество независимо от их оригинальности.