На мой взгляд, из всего пребывания на курорте самое и единственное неприятное время — посещение проката. Когда я ездил кататься раньше в компании, то мы считали неизвестно будем кататься на следующий день или нет, и брали прокат каждый раз заново, и это было настоящее мучение. Теперь берём прокат сразу на 3-4 дня, это добавляет траты (если вдруг не будешь кататься или на хранение), но зато лишает неприятных полчаса-часа каждый раз перед выходом на гору. Полчаса это в лучшем случае, в праздничные и выходные дни людей бывает столько, что стоишь в очереди в прокат полтора-два часа, но даже если не соваться в такое время на гору, все процедуры в итоге занимают добрый час. А скипассы то тикают!
Почему прокат неприятный? Потому что никто не знает, что ты хочешь. Ты не знаешь, какие тебе ботинки нужны и подходят ли те, которые тебе принесли, а прокатчик не знает этого тем более. И все равно ботинки будут так себе, и вся процедура примерки так себе. Да и вообще цель прокатчика — побыстрее избавиться от тебя, всучив лишь бы что и получив денежки. Ладно, в любом случае, это придется проходить, пока нет своего комплекта лыж, и тут такие моменты.
Сначала в общем, какие прокаты условно говоря вообще бывают:
- Прокаты курортов. На каждом курорте есть их собственный фирменный прокат (ну или по договоренности чей-то). Его главная особенность и, собственно, плюс, в том, что он находится прямо на самом курорте, или перед подъемником на гору, или прямо уже на горе. Другими словами, не надо таскать никуда с собой оборудование, взял — и сразу на склон кататься, а потом сдал — и гулять налегке. Другой плюс — довольно большой выбор размеров, они работают на массу, но при этом обслуживание довольно качественное. Минус — цена высокая при довольно среднем качестве снаряжения, переплачиваешь за близость к склону, но качество не выше чем у частников, могут быть очереди.
- Прокаты частников. Обычные леваки, которых повсюду полно, но в основном где-то в поселениях, далеко от курортов. Их плюсы — очень низкая цена, раза в 2 и более, чем на самих курортах, могут располагаться рядом с отелем, и могут давать всякие скидки. Минусы — низкое качество оборудования (ну, на самом деле не намного хуже, чем на самих курортах), далеко до курорта (таскать на себе или сдавать на хранение), маленький выбор (очень мало может быть размеров и в итоге ничего не подойти, они не работают массой).
- Фирменный прокат. Это довольно крупные прокаты, часто представители спортивных магазинов или просто продвигаемые бренды, которые имеют большой выбор качественного оборудования (иногда даже с выбором качества по разной цене). Плюсы — большой выбор как брендов, так и размеров, высокое качество (в том числе обслуживания), возможность пробовать разное. Минусы — цены выше (как курортные прокаты и выше), расположение далеко от курортов.
Так что, в первую очередь, нужно определиться, какой прокат брать, для чего ответить на вопросы: собираешься ли на этом экономить, будешь таскать лыжи или сдавать на хранение, берешь на день или сразу на несколько и тд.
С чем можно столкнуться уже непосредственно в прокате:
- Качество. Надо быть готовым, даже если по началу этого не ощущаешь, что все что будет в не брендовом прокате — будет по качеству говно (хотя и в нем может быть). Тут мало что поделаешь, если не хочешь переплачивать за снаряжение. Но точно надо покапризничать и выбрать сапоги такие, чтобы они подходили максимально. А фирменный прокат это сразу же раза в 2 дороже.
- Шлем и маска. Шлем желательно брать, если рано или поздно доучишься и перейдешь кататься на синих трассах. Наверное, и на ровном месте на зеленой трассе можно приложиться неплохо головой о землю, или в тебя прилетит кто-то, но можно надеяться, что ты не совсем уж на ногах стоять не можешь и повезет… Маска по желанию, но если погода снежная, ветреная или наоборот солнечная, то комфорт повысит. Это все дополнительные траты, но надо взвесить все за и против и осознавать свои планы. Ну и фактор, к которому надо быть готовым, это брезгливость — мало ли кто и когда был в этом шлеме, но чем круче прокат, тем, я думаю, тщательнее следят за чистотой вещей.
- Палки. Вопрос, кстати, для новичков важный: нужны ли лыжные палки бесящие и брать ли их. Так вот, лично я считаю: нужны всегда и всегда брать. Особенно учитывая, что они обычно входят в цену комплекта. Для лыжников палки по сути продолжение рук, они нужны чтобы передвигаться по курорту как минимум, чтобы удерживать равновесие пока стоишь или на подъемнике, для баланса во время езды, для тренировки упражнений и тд. Потому, к ним привыкать надо с самого начала, а привыкать да, нужно будет. Но сразу бросится в глаза, как беспомощно и убого дергаются неопытные бордисты без палок.
- Выбор ботинок. Как подобрать себе сапоги тема вообще обширная, много говорить об этом и полно информации в Сети, но если коротко: должны сидеть плотно и по стопе, и по голени, не болтаться, но и не давить, ничего не перетягивать и не вызывать болевых ощущений, застегиваться не на последние деления. Хорошо бы их надеть и побыть какое-то время, походить, покапризничать и попросить другие, если не подходят. Обычно в прокате спрашивают ваш европейский размер обуви и приносят что-то для него, надо понимать, что это ничего не значит, просто ориентир, потому смело просить больше или меньше, шире или уже, выше или ниже (подъем стопы) если требуется.
- Выбор лыж. В обычном прокате выбирать лыжи и не особо придется, потому что там все они по факту одинаковые даже если разных фирм. Вообще, некоторые фирмы даже делают специальные лыжи именно для проката (тот же Head, например). Вас просто спросят уровень катания, собственно ваш рост и вес. По росту лыжи должны быть вам примерно от подбородка до носа, не длиннее, иначе вы не сможете их поворачивать, обязательно примерьте (недобросовестный прокат может всучить что есть, я на такое нарывался). Вес нужен для настройки креплений, чтобы они правильно отстегивались, потому на счёт него не стоит привирать (вес, который вы видите на весах, без всей снаряги). В итоге вам дадут лыжи, и ладно. Хороших в обычном прокате не будет, да и опять же, откуда знать, какие хорошие…
- Прокат одежды есть и взять можно все: перчатки, штаны, куртку, комбинезон. Бывает недорого, но в комплекте может уже ощущаться, но тут уже надо смотреть что надо и зачем, может вы уже что-то прикупили или купить прямо там, выбор будет побольше, но и подороже. Так что, можно поехать вообще без всего, даже без одежды, и все взять напрокат (но трусы берите).
- И самое главное, к чему быть готовым сразу после проката, уже на склоне. Так как сапоги мы берем какие есть, дешевые и с маленьким выбором, плохо понимая что подходит и так далее, может оказаться, что выбрали не те. Тогда кататься будет плохо, будет давить или болтаться и так далее. Если давит все время весь день и уже прям совсем страдание, то надо пойти и поменять ботинок. Но следует понимать, что скорее всего идеально комфортно не будет все время точно, потому что, во-первых, идеальный ботинок в прокате не найти, во-вторых, просто с непривычки, первое время ноги очень сильно возмущаются, что за испанский сапог на них натянули. Неприятные ощущения с непривычки в течении часа-двух должны проходить, весь день не должно быть больно. Вообще, боль и страдание — всегда признаки того, что происходит что-то не то. Ботинки также могут быть и слишком большие, тогда нога будет болтаться и поворачивать лыжами будет сложно, можно даже постоянно падать, в этом случае поменять тоже.
- Лыжи — не ваше. В конце концов, если вы перемеряли десяток сапог, но все равно боль, страдание и отчаяние, вам в нем находиться ад и содомия, кошмар и забвение, то может быть вам и не надо в нем находиться. Лыжный ботинок чем ближе к анатомии данного человека — тем комфортнее. Но все ботинки делаются на заводе по ограниченному набору шаблонов (у каждой фирмы один свой набор колодок). Соответственно, если у вас нестандартная анатомия, то мало какой ботинок подойдет, тем более прокатный. Стоит оговориться, что если пойти покупать ботинки, то их выбор такой и технологии такие, что в любом случае найдешь свой (есть ботинки, которые лепятся под вашу ногу индивидуально, даже если ноги разные, можно под каждую отдельно слепить ботинок), но это если пойти покупать. В прокате вполне может не оказаться подходящего. В таком случае может быть выходом, если на гору все же хочется, перейти на сноуборд. Ботинок у него мягкий, маленький, легкий, не должен сильно затягиваться на ноге и так далее. Такая история получилась со знакомым мне человеком, у которого при невысоком росте оказались широкие икры, потому, какие ботинки не приходилось примерять и надевать, кататься было невозможно от слова совсем, были скандалы, крики боли и летающие в кюветы лыжи. В итоге было принято решение перейти на борд и на нем человек мог катать (хотя не без скандалов тоже, но уже по другим причинам).