Только недавно я наконец смог добраться до этого фильма, достаточно известного, мемного, даже спорного. И того самого Рефна, что тоже меня подстегнуло. И, наконец, я посмотрел его, чтобы раз и навсегда ответить на вопрос, а умер ли он в конце (это не спойлер, это мем).
Так каким он оказался? Красивым. Это очень сочный, приятный, художественный неонуар, или даже можно сказать неоновый нуар. Вероятно, именно поэтому фильм прославился, запомнился многим, найдя много в ком отклик этой самой своей пресловутой атмосферой. Здесь и нуарные драмы, и неоновый город, отражающийся в возбуждающих масл-карах, и романтика, и харизматичные персонажи. А есть ли еще что-то?
Как мне замечательно подсказали, можно взять абсолютно любой сюжет, натянуть на него этот неоновый сочный нуар, добавить красивую душещипательную музыку, и получится такой же запоминающийся и погружающий фильм. Делов то! Но что-то в итоге работ таких мало, почему?
Рефн на самом деле сделал просто что-то до боли банальное. Взял банальный сюжет (кажется, из даже банальной книги), банальных просто хороших актеров, сделал банальную постановку, без гениальных операторских и монтажных выкрутасов. И все это погрузил в вязкую сладкую ароматную патоку особого ощущения жизни, погруженной в неон и страсти города. И получилось великолепно! Видимо, банальщина и неоновый сок уравновесили друг друга, что не додумались сделать другие, перебарщивая повсюду (да вы сам кучу примеров таких фильмов вспомните).
Это один из самых атмосферных фильмов, какие я видел, с условием совершенно простого, не фантастичного, меланхоличного криминального сюжета. Да что таить, просто скучного сюжета, от которого в итоге невозможно оторваться. Это утонченно красивый, чувственный фильм, который ощущается таким с грубой романтикой и бессмысленной жестокостью в кадре.
И все для этого работает. Цвета, свет, лирические отступления. В который раз повторю, океан неоновых цветов вокруг такой, что скорее чувствуешь себя в каком-то классическом киберпанке. Но в данном случае почти так и есть, это атмосфера того самого ретро-вейва, того самого бархатного ностальгического синти-вейва, которые Рефн умудрился прикрутить аккуратно и гармонично к просто криминальной драме.
Тут мы и подошли к музыке, потому что синтвейв, несмотря на свою полную субкультурность целостную, в первую очередь это музыка. И музыка в Драйве божественная. У всех, конечно, свои вкусы и свое мнение, но каждая мелодия в фильме подобрана к ситуации, прекрасная и уместная. А самое смешное, фактически все основные треки из фильма у меня уже много лет сидят в избранном в плейлистах.
Возможно, что-то попало туда именно из рекомендаций киносаундреков музыкальных сервисов, так как я их много слушаю, но я точно знаю про несколько треков, что они там не оттуда. Например, самая ключевая мелодия, Nightcall от Kavinsky попала в мой плейлист, когда я просто узнал о ретро-вейве и начал его слушать, ну там всякие Perturbator, Carpenter Brut и другое всем известное, и, безусловно, среди прочего был и Kavinsky, из всего которого мне понравилась, конечно же, именно эта мелодия.
Или интересная история с песней «A Real Hero» от Electric Youth (она исполняется совместно с College), на которую я наткнулся, узнав об этой группе из великолепного и вдохновляющего видео: Breathing: Идеальный фильм, который вы не сможете посмотреть. Ну и так далее, что привело в итоге к тому, что этот фильм, как визуально, так и своей музыкой, буквально говорил со мной на моем языке, пусть даже и совершенно не интересную мне историю.
Рефну похоже потом понравился этот стиль, ну или принял его как свой авторский, наверное, раз повторил его в Неоновом демоне. Но что смешно, для меня Неоновый демон, при всей своей визуальной красоте, совершенно не настолько неоновый фильм, как Драйв. На самом деле, Драйв заслуживает своей известности и мемности, это наивный, прекрасный, вдохновляющий, запоминающийся фильм.
А что там с тем пресловутым концом? Ну, после фильма у меня вообще не осталось никаких вопросов, и я даже остался удивлен, почему вообще такой мем появился, ведь там все очевидно вроде. Но меня это не остановило, и я даже провел небольшое исследование. Вы серьезно, что там вообще обсуждать, если сами авторы говорят что к чему даже. А там еще придумали какие-то теории психоделические, и по всякие намеки режиссерские находят…
Правда, это смешно, сюжет же там плоский как лента Мебиуса. Даже если его можно интерпретировать различными сценарными приемами и внутренними путешествиями, дело это никак не меняет. Смотрите фильм, кто еще не, а я понадеюсь, что вам этот вязкий неон на маслкарах под ретровейв также залезет в вены под кожу, как, похоже, многим смог.