В этой статье не будет сделана попытка объяснить некоторые явления, пронизывающие жизнь человека. Здесь для начала будут просто подняты вопросы, нацеленные на то, чтобы читатель смог обратить внимание на данные стороны жизни человека, задумался о них, смог заметить и проанализировать.
Итак, здесь будет рассмотрена манифестация человека. Для начала, что же собой представляет манифестация как таковая, то есть, что подразумевается под этим термином?
Манифестация (от лат. manifestatio — обнаружение, проявление) — это массовое публичное выступление для выражения солидарности или протеста (Большая Советская Энциклопедия), это массовое шествие в поддержку чего-нибудь или в знак протеста (толковый словарь С.И.Ожегова), это проявление Бога, его воплощение в вещах и явлениях в мире и Природе у средневековых космогоников (см. Якоб Бемё, «Clavis»). То есть, иными словами, это не что иное, как проявления чего-то в физической реальности, заявление чего-то или кого-то о своем существовании, просто высказывание мнения своего — но опять же только как доказательство своего существования.
Далее в статье этот термин будет использоваться по отношению именно к человеку, на этот раз рассмотрим индивидуальную манифестацию личностей и обществ, и подразумеваться под этим словом будет не что иное, как заявление о своем существовании. Что это означает — станет видно далее.
Итак, мы говорим о человеческой манифестации. Но дело в том, что манифестация — это следствие существования, поэтому выходит, что человек, да и вообще любое живое, то есть существующее, создание манифестируется тоже. В итоге получается, что говорить на эту тему нет никакого смысла. Это то же самое, как говорить о смысле жизни, например… Поэтому немного ограничимся и поведем тут речь о… психологической манифестации, то есть такой, которую человек проявляет не вследствие своего бытия, а как проявление своей личности и индивидуальности.
Итак, человек манифестируется психологически таким же образом всю жизнь. Но, в каком виде и когда впервые? Впервые это происходит еще при рождении, когда ребенок только появляется на свет. Он манифестируется своим криком, ревя и плача во все горло. А может, еще раньше, в утробе матери, когда «толкается». Конечно, вы можете сказать, что на самом деле это совсем никакая и не манифестация, что это просто природная необходимость, новый человек освобождает себе горло для дыхания или разминает растущие мышцы. Но, тем не менее, одновременно с этим ребенок заявляет своим криком всему миру о том, что он появился на свете…
Можно привести пример более понятный, пример манифестации, где четко проявляется психологическое самоутверждение человека, заявление о своем существовании. Ну, самое простое — это надписи на стенах, в уборных или просто на заборах, начиная от невинных подписей на школьных столах и заканчивая графити на серых городских стенах… Тут манифестация заявляется четко: будь то конкретная надпись «здесь был Вася» (несомненное заявление имярека о том, что мало того, что он существует такой вот на этом свете, но и то, что он, оказывается, еще и тут был), или же запись графити названия банды (после которой уже нет смысла сомневаться в том, что все же такая вот организованная компания есть). Как видите, с этих пор уже вполне ясны и понятны мотивы манифестации — самоутверждение, заявление о своем существовании отдельного человека или какого-либо общества (будь то банда или «Миша+Маша»), утверждение о своей индивидуальности, уникальности, выделение своей личности или намерений организации из общей «толпы».
Манифестация является частью человека, его психики. Готов утверждать, что человек будет неоткровенен, если скажет, что никогда у него не появлялось желание заявить о себе как-либо, пусть даже просто безобидной надписью на стене, добиться признания и всеобщего внимания — пусть всего на несколько мгновений. Но именно в эти моменты человек чувствует, что, наконец, другие признали его существование и личностность…
Кстати, как уже понятно, стремление к высокой карьере, популярности, к общественному признанию, к власти, «звездомания» и тому подобное — не что иное, как высшая психологическая манифестация, предельные ее проявления. Если надпись на заборе — самое простое, банальное заявление о себе, которое приносит самоудовлетворение, даже если вероятно, что ее никто никогда не прочитает, то такие, «высокие» стремления — это выставление себя, существующего личностно, перед обществом, целым народом, или даже всем человечеством во всей красе является краем мечтаний подсознания человека. При этом оказывается не важным, где все-таки отразилось существование личности — надписью на заборе или записью в анналах истории, в обоих случаях человек чувствует похожее наслаждение, оставляя следы своего бытия в мире.
Самое прискорбное проявление манифестации — это когда человек или даже единомышленное общество выделяет себя среди других неприятным образом — с помощью нарушения принятых всеми остальными норм поведения и общения, законов, правил. Но данный тип манифестации принципиально неотличим от иных — так как имеет те же цели и мотивы, иные просто методы…
Итак, можно теперь понимать, что манифестация в приведенных смыслах — это неотделимая от человека часть, присутствующая в глубинах сознания во все времена существования человечества (чего стоят только надписи на скалах первобытных людей). И, понимая сущность манифестации, помня о стремлении к ней каждого человека, явно или неявно, обширно или скромно, можно научится понимать не только действия, поступки и поведения окружающих людей, но и собственные непонятные, а иногда и пугающие, порывы…
В завершении видно, что эта статья не делала попыток что объяснить, здесь только отражается, указывается наличие некоторого психологического аспекта сознания людей. Но, после всего выше сказанного появляются некоторые вопросы, получение ответов на которые и должно помочь рассмотрение этого предмета в будущем. Например, может озадачить, почему человек, чье существование вероятно никем и не подвергаться сомнению, пытается все равно манифестироваться? Постоянно ли манифестация пронизывает все действия человека, и вообще, не является ли его стремление к любой активности всего лишь ею? Почему манифестация всегда проявляется по-разному у разных индивидуумов и обществ при одинаковых истоках? Почему, наконец, притом, что все люди вместе и поотдельности пытаются тем или иным способом манифестироваться, не исчезает понятие «серой толпы»?
Но намного важнее оказываются вопросы, вида: Можно ли контролировать человеком его манифестацию? Возможна ли замена преступнической манифестации на дающее положительные результаты выделение личности? Полезной ли может оказаться возможность повышать активность индивидуумов, стимулирую его манифестацию?
Возможно, на все эти вопросы должны пытаться отвечать уже конкретные науки, возможно на них должен ответить каждый человек сам для себя… Но в обоих случаях их решение является отражение глубинных аспектов поведения человечества в целом и отдельных людей.