Мы уже обсуждали ту тонкую грань, которая проходит между тем, является какая-то мелодия оригинальной или же очередным повтором, не сказать чего похуже. И выяснилось, что есть определенные глубинные культурные музыкальные формулы, которые могут прослеживаться во многих произведениях, созданных полностью независимо.
Но это было что-то абстрактное и глубинное культурное, куда-то отслеживаемое вообще в музыкальную классику и доисторические музыкальные эпохи. Но может быть все намного проще, зачем усложнять. Все начинает рассыпаться на части, как только мы беремся за такую хорошо известную всем музыкантам штуку, как гармонические последовательности.
Совсем просто и банально, не углубляясь в музыкальную теорию, так как тут не все мы музыканты (в том числе и я к ним не отношусь), можно сказать, что это опять же некоторая формула, которая передает те аккорды, сыгранные в некоторое тональности, которые представляют собой собственно мелодию. Условно говоря, можно это назвать скелетом композиции.
И самое смешное знаете в чем? А в том, что считай вся музыка, которую вы слушаете, повторяет почти одни и те же аккордовые прогрессии, снова и снова, композиция за композицией, произведение за произведением в разных своих частях. Ибо не зря эти последовательности назвали гармоничными — они звучат для нас особенно стройно, приятно, цепляюще. Потому одни и те же паттерны все и используют, иногда даже специально, но чаще всего случайно (надеюсь).
Это, не знаю, как придумать формулу Кока-Колы, которая всем понравилась, и полтора века только ее и продавать с некоторыми вариациями. А зачем, если она всем нравится и узнаваема с полуслова, зачем что-то придумывать новое, что не факт кому-то понравится?
Вот тут-то как раз и есть целый океан для спекуляций о плагиате! Не верите? Но реально было огромное количество судебных дел, где конфликт был именно по факту совпадения аккордовой прогрессии, причем вот буквально случайном. И как тут быть? Сидишь ты такой, сочиняешь музыку, искренне, из души. Выпустил сингл на радио, всем нравится, а завтра к тебе стучатся адвокаты. Ну, послушал тот оригинал, вроде похож мотив, а вроде и не очень…
Если заинтересовал такой пласт музыки, причем ладно там музыкальной теории, а как на нем вообще строится современная и не очень эстрада, то существует очень интересный видеоканал:
Здесь ссылка сразу на плейлист про аккордовые прогрессии, чтобы вам не искать. Автор во всех видео очень наглядно показывает, что это за прогрессии, приводит кучу примеров где и кто их использует и, самое нам интересное, упоминает в том числе судебные разбирательства по поводу плагиата, связанные с теми или иными последовательностями.
Будьте оригинальны (если это возможно)!