Введение: за гранью развлечений

Впервые я ощутил, что компьютерные игры — не всегда просто развлечение, а часто самое настоящее искусство, очень давно с подачи своего друга, который уже имел ресурс это понять и показал это мне самым наглядным образом.

Как игру на компьютер, цель которой может быть только убийство времени и забава, можно назвать искусством? На самом деле, такие характеристики, как убийство времени и забава, можно дать всему тому, что уже называется искусством: музыке, кино, даже книгам. А компьютерные игры, кстати, совмещают в себе многие из них сразу, отчего они особенно интересное явление. В играх используется и изобразительные техники, и скульптурные (3д-моделирование), и приемы кино, и конечно же музыкально сопровождение, и техники текстов (сюжеты, диалоги, эпистолярные записи и прочее) и так далее, так далее. Компьютерные игры — это настоящий апофеоз синтетического искусства. Надеюсь, говорить о том, что в играх как и в любом искусстве, например, музыке и кино, есть как качественные и великие вещи, так и откровенный низкопробный проходной мусор, отдельно не нужно.

Более того, я могу смело утверждать, что для меня в последнее время поиграть в хорошую, проработанную сюжетно компьютерную игру стало заметно интереснее и несет намного больше впечатлений, чем просто посмотреть полнометражный художественный фильм, даже в кинотеатре. Это связано не только с тем, что игра — это почти такой же фильм (уже и по качеству графики), но в котором ты сам участвуешь и влияешь на события. Но и с тем, что в играх сейчас сценаристы часто раскрываются на полную, и сюжеты в играх давно сильно переплёвывают большое кино. 

Это, на мой взгляд, связано и с метражом (кино делают всё длиннее, делают циклы типа Гарри Поттера или Властелина Колец), и с тем фактом, что большое кино очень дорого и его делают с замахом зацепить как можно большую аудиторию для окупаемости, что, естественно, его упрощает и смягчает. Сценаристы игр же не ограничены ни метражом, ни нежной аудиторией, которая пока еще довольно гиковская, позволяя себе почти любые эксперименты. Единственный в этом отношении конкурент в настоящее время — сериалы.

Я считаю, сейчас золотой век игровой индустрии, какой был почти сто лет назад у кино, сейчас сравнялись возможности графики и глубины сценариев, и последние годы выходили и выходят самые яркие представители индустрии. Но мне видится, и наверное это замечают другие, следящие за игровой индустрией, что век этот рано или поздно закончится, есть признаки этого. Игровая индустрии также станет популярной, переключится на широкую аудиторию и станет скучной, как современное большое кино, поражая разве что новыми уровнями графики и масштабами картинки очередной заурядной поделки, но не глубиной сюжетом (и вообще его наличием) и игрой на чувствах зрителей. Надеюсь, на смену, как и фильмам, придет что-то другое к тому времени.

Я четко помню, как впервые ощутил, что передо мной произведение искусства, а не развлекалочка с «Денди». Причем ощутил это с первых секунд игры, с заставки. Это было легендарная Final Fantasy 8 в далеком конце 90-х. На первых же моментах мне, воспитанном на Марио, Чип-и-Дейле, Утиных историях, Черном плаще и так далее, которые, конечно, тоже произведения искусства, но совсем другой категории, стало понятно, что передо мной что-то невообразимое.

Но выразить эту мысль кому-то что называется максимально наглядно и наиболее подробно (попытки были и раньше) у меня появилась идея только недавно, после того, как я столкнулся с игрой, которая повторно перевернула мое представление об этом виде искусства, да и само мое мировоззрение тоже. И хотя первой игрой, зародившей догадку об этом была Final Fantasy, речь пойдет не о ней в первую очередь, хотя конечно же рассказ об этой серии будет тоже, а о другой игре, которая поставила точку в формировании идеи.

Этой игрой оказалась Everybody’s Gone To The Rapture. Что в ней такого, почему она повлияла так на меня и прочее, я расскажу отдельно как старт цикла. Но уже на этом моменте сразу же могут отсеяться читатели, которые знают о чем речь, и которые сразу поймут дальнейшую риторику цикла. Не интересно будет тем, кто по-прежнему убежден, что игры — это для развлечения, и потому самое главное в них — только геймплей.

Тем не менее, я всё же буду нести этими текстами в том числе цель развеять миф о исключительно развлекательной составляющей игр и акценте на геймплее. Другая цель — помочь кому-то научиться чувствовать игру, втягиваться в происходящее, постигать смысл авторов, понимать намеки и погружаться в атмосферу, ведь этому всему тоже учиться надо. Но самая главная цель — всего лишь фиксация собственных впечатлений, переживаний и мыслей просто на память, потому итог для меня и не так уж важен. Так или иначе, спойлеров, конечно же, не будет, это главный принцип. Потому что это попытки не описать игру, не дать ей какую-то оценку, не рецензировать, а пояснить, зачем нам вообще играть, в любые игры.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.