Горнолыжный отдых: до первого выхода на склон

Итак, вот вы уже почти стоите на асфальте в лыжи обутые, остался один шаг, и вы на склоне катаете с ветерком… А, нет, стоп. Все же надо быть заранее готовым к тому, с чем вы там столкнетесь.

  1. Физическая подготовка. Это важный, сложный, составной момент — и просто спорный, неоднозначный. Состоит как минимум из нескольких частей: подготовка до сезона, подготовка во время самого катания, отдых. Да, можно сидеть на попе весь год и выйти кататься даже без разминки, я так собственно всегда и делал, но все же пришел к выводу, что это неправильно.  Без подготовки, конечно, все равно получишь удовольствие, но меньше. Даже если не брать во внимание всякие моменты с травмами, говорю через опыт, устаешь очень быстро, и не только в первый день реактивно, но и в последующие накопительно. Следует понимать также такой момент, что работает сочетание сила—техника, то есть чем слабее ты владеешь техникой, тем больше силы приходится тратить, и наоборот. Поэтому как раз физическая подготовка даже важнее именно пока учишься кататься и напрягаешь мышцы беспорядочно, но учиться-то можно всю жизнь…
    1. Подготовка до непосредственного катания на горе состоит просто в том, что хорошо бы иметь нормальную физическую форму. Все же это какая-никакая активная деятельность, соответственно были бы полезны какие-то базовые способности, хоть какой-то силовой тонус просто для комфорта. Следует учитывать, что мы катаемся не часик, и даже не два в день, а несколько часов несколько дней, и это нагрузка совсем не обыденная. Обычно говорят о том, что желательно начать приводить себя хоть в какую-то форму хотя бы за две недели до катания, но хорошо бы перманентно иметь какую-то физическую форму (полезно и вообще для жизни и здоровья). Подойдет почти что угодно, разминки, растяжки и силовые, но рекомендуется особое внимание обратить на укрепление ног, спины и пресса. И суставов, если знаете как.
    2. Подготовка перед непосредственным катанием. Перед такой активностью и нагрузками хорошо бы разогреться и сделать разминку, чтобы мышцы были эластичными, не повреждать нагрузками суставы. Ну хоть чуть-чуть размяться. Ну хоть на горе уже… Вообще, я раньше никогда не делал никакой разминки, но начинаю понимать, что без нее как-то уже не очень, когда уже делаешь какие-то эксперименты, чему-то учишься, прыгаешь, а не просто развлекаешься, спускаясь абы как.
    3. Отдых — это самое приятное… Могло бы быть, если бы не ноющие ноги, отдавленные голени и так далее. Но нет, все равно приятно. По опыту, без подготовки физической и отработанной техники, кататься хватает сил максимум на три дня, после чего уже через силу отправляешься на склон и проклинаешь это всё, мечтая, чтобы всё закончилось. Чтобы до такого не доводить, надо хорошо отдыхать — не кататься по многу часов каждый день (попытка катания день + вечер был опрометчивым), делать через два-три дня обязательно дни без катания и так далее.
  2. Защита. Когда я говорил о том, что в первую поездку не обязательно покупать шлем, это было утверждение, конечно, с некоторым оговорками. Потому еще раз следует подумать именно заранее, нужен ли он вам, когда будет нужен, а когда нет, и посчитать сразу, сколько обойдется его прокат (в горнолыжный комплект не входит). Да, покупать уже сейчас не обязательно, если:
    1. Возьмешь шлем на прокат. Это не очень приятно, надевать после кого-то на голову какой-то вонючий шлем (хотя их там типа чистят, дезинфицируют, но кто их знает), но это совершенно точно дешевле, пока еще подумываешь, будешь ли дальше заниматься всем этим. Есть совсем дешевые шлемы, но не уверен, что есть смысл на них тратится.
    2. Будешь кататься на зеленых трассах. Причем на таких, где зеленые трассы отделены довольно значительно от остальных трасс и хорошо катающиеся по ним не гоняют почти. А это значит, очень мала вероятность, что кто-то может сильно на скорости сбить. В идеале, конечно, все равно иметь шлем полезно, но пока на зеленых — можно отдаться судьбе… При переходе на синии шлем уже точно нужен (это говорит тот, кто много лет катался по ним и даже по красным без шлема, но это было хреновой идеей). Короче, это наверное как езда на велосипеде или роликах, лучше с защитой, но далеко не все ее надевают. Кстати, в мире есть курорты, где без шлема на склон не пустят.
  3. Купите страховку. Важно понимать, что горные лыжи — это экстремальный спорт, это высокие горы, это зимнее время года. Даже если вы спокойно и медленно катаетесь по пологим склонам, это не умаляет опасности: кто-то может рядом ездить не так спокойно, как вы, по краям склона могут быть резкие и глубокие обрывы, может быть сильный мороз, вокруг скользко, упасть и сломать себе что-то можно прямо на ровном месте. Так что, никогда не помешает подстелить себе соломинку, тем более это совсем недорого, особенно в масштабах стоимости всей поездки. Для горных лыж у всех страховых компаний есть специальные опции, следует приобретать страховку путешественника, указывая там, чем собираетесь заниматься и на какие суммы хотите себя обезопасить. Всякое бывает, и если все-таки что-то случится, вы не окажетесь в шоковой ситуации платить за всё из своего кармана, особенно ужасающие стоимости в других странах. Страховая может покрыть фактически всё, и какие-то медицинские расходы, и потеряю или порчу прокатного оборудования, и дорогу домой.
  4. Правила на склоне. До того, как вышел катать, конечно же нужно знать правила поведения на склоне. Именно заранее, чтобы переварить, а не начинать узнавать на канатке во время подъема. Коротко самые-самые базовые правила, которые должны отскакивать от зубов… или кантов:
    1. Не останавливаться посреди трассы. Имеется в виду прежде всего остановки продолжительные, не на секунду посмотреть куда дальше ехать, а постоять отдохнуть, попить чайку, перестегнуть ботинки, пофоткаться и тд. Надо остановиться — стой с краю трассы.
    2. Отвечает тот, кто сверху. Другими словами, тот, кто едет сверху, должен объезжать и контролировать тех, кто снизу. Это означает, что вы можете ехать по склону так, как вам надо и хочется, не оглядываясь на тех, кто едет сзади, и ни в коем случае тем более не подстраиваться под них (это все чревато и опасно). А если кто-то возникает типа чего тут дуги накручиваешь, слать нахуй. Это международный стандарт, принятый FIS и всюду ему следуют. И дорожное правило правой руки не работает, если вы не на одной высоте.
    3. Тем не менее, есть один момент, когда очень полезно оглянуться и подстроиться под тех, кто едет сверху — это момент трогания с места. Когда вы стояли по той или иной причины (усталость, падение, с краю трассы), перед моментом движения полезно посмотреть бегло, что ваше движение внезапное с места ни для кого не будет неожиданностью, особенно если оно поперек склона (траверс), а не прямо вниз.
    4. Ну, соответственно, если ты сверху, то должен учитывать траектории движения людей снизу и не врезаться в них. Лучше всего всегда объезжать с запасом как можно большим. Нет, серьезно, всегда очень большое желание полихачить перед новичком, когда хоть и сам новичок, но едешь уже лучше него, и вот лучше от этого сдерживаться, целее будешь.
    5. И такое правило: надо не просто ездить с расчетом не выше своих сил и способностей, а всегда ездить ниже своих сил и способностей. Катание на пределе никакого обучения и продвижения, да и кайфа не дает, а риск может быть серьезным, да и устаешь быстрее.
  5. Очень важно и даже обязательно: возьмите инструктора. Может быть, даже не один раз. В самом начале это очень сильно подтолкнет и можно уже на следующий день спокойно кататься по синим трассам, при этом избежав очень многих ошибок. Кто-то более опытный что-то может подсказывать и даже показать, но, во-первых, не захочет долго с вами возиться и, во-вторых, не будет (или не сможет) с вами нянчиться как инструктор. Ведь все остальные платят деньги, чтобы здесь катать, а не с вами возиться, а инструктор наоборот получает за это деньги. В итоге, несмотря на то, что инструктор может показаться дорогим удовольствием, это того стоит, потому что в итоге сэкономит неимоверное количество времени (=денег) и неприятных ощущений (а это прежде всего отдых и развлечение). Лично я никогда не учился у инструктора, и пришел к выводу, что это было плохо и я потратил впустую несколько сезонов (=лет+денег) катания.
  6. И еще один момент, к которому важно быть готовым. Лыжи — это физическая нагрузка, это обучение новому, это работа над собой. А потому, иногда может быть непонятно, неприятно, тяжело и трудно, никакого кайфа, желание все бросить и недоумение как это может нравиться. Я об этом подробнее напишу позже, а пока простое замечание: как не было бы тяжело, не сдаваться в первые же часы или даже минуты.
  7. Ну и конечно нельзя (вот серьезно, просто нельзя!) забывать, что это отдых и развлечение. Потому должно быть всё в удовольствие. Учишься кататься не потому, что кто-то будет проверять твои способности и ставить оценку или чтобы не было стыдно там перед кем-то, или там какие-то цели себе поставил, соревнования там, а потому, что учиться новому классно, и чтобы рассекать с ветерком сугробы в зимней сказке. Не забывать любоваться природой, кушать с удовольствием и не изматывать себя нагрузками, холодом. Не зацикливаться на чем-то одном. Не нервничать, не психовать, не злиться, если что-то не получается, что-то не сошлось, что-то не по-твоему или что-то не можешь себе позволить. Это вроде и кажется очевидным, но да, отдыхать надо уметь и учиться тоже!
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.