Горнолыжный отдых: обучение лыжам и сноуборду

Как известно, тяжело в учении. Приходится работать над собой, своей головой и себя пересиливать. Но также известно, что профит и просто кайф с того будет.

Если есть опыт катания на роликах, то ощущения от обучения лыжам похожие, лыжи даже проще, легче тормозить. Аналогично, если есть опыт катания на скейтборде, то будет привычнее на сноуборде. В любом случае, и то и другое точно проще, чем учиться водить: опасности меньше, меньше другим мешаешь, быстрее учишься, приятнее окружение.

Тем не менее, можно отметить для себя некоторые нюансы, с которыми вы можете столкнуться, и о них знать будет полезно, чтобы легче и быстрее начать получать удовольствие на склоне. Это не про технику, а про содержимое головы.

  1. Непременно взять инструктора. Особенно если с этим нет никаких проблем. Есть люди, у которых с этим проблема есть: не нравится, когда индивидуально учат, уделяют все внимание тебе лично. Им проще наблюдать и повторять со стороны, но это дольше и может быть много незаметных, но важных ошибок, когда на них не указывают. А если вам объяснения лично только нравятся, то вообще супер.

    Не стоит соглашаться, чтобы кто-то из обычных знакомых научил, это не только может породить кучу ошибок в технике (техника важна с самого начала), но и просто рассорить вас. Но вот если кто-то будет подсказывать что-то по отдельным моментам, даже совсем чужие люди, вполне можно прислушиваться. Особенно когда уже инструктор показал основы и поставил на склон, тогда можно уже пытаться учитывать замечания со стороны.

    Это принципиально потому, что инструкторы заканчивают специальные курсы, где их готовят к обучению других, у них там есть свои категории и градации, получают сертификаты, они владеют специальными техниками обучения, навыками и прочим для этого. Конечно, иногда попадаются откровенно халтурные инструкторы, тут уж надо смотреть по ситуации и может быть спрашивать их категорию и опыт, или просто идти и жаловаться на ресепшен.

    Также следует учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей инструктор может понадобиться не раз и не два. Да, это стоит денег, но время и комфорт, так сказать, стоят больше. И на самом деле это выгодно просто потому, что быстрее научишься с наслаждением кататься и не уставать, чем когда пытаешься сам кое-как что-то там ковырять день за днем, тратя впустую и без удовольствия деньги на скипассы и прокат.

    Вообще, неплохая схема, когда берешь инструктора на часик, потом пару дней катаешь-тренируешься, потом еще раз взять. Например, на 5 дней: в первый день катания взять инструктора, после занятия с ним до конца дня отрабатывать, на следующий день опять вспоминать чему учил, день отдыха, после опять в начале дня инструктор для исправления уже появившихся ошибок  и дальше отрабатывать новые упражнения до конца отпуска.

    Я советую взять инструктора прям при первом выходе на горку, лучше даже как-то сделать это заранее, чтобы  договориться сразу на время выхода на склон и не торчать впустую там, не понимая, что делать с этими досками на ногах. Занятие можно брать на пару, так будет дешевле чем каждому отдельного инструктора, также не на один час, что тоже дешевле чем по отдельности. И нежелательно брать черных инструкторов, если есть официальные курортные, которые дают какие-то гарантии.
  2. Просмотр обучающих видео. На самом деле в видеороликах смысл есть, и я делал ошибку, ранее недооценивая эту помощь в обучении. Так что видео с уроками, упражнениями, указанием на частые ошибки и прочее смотреть можно и нужно, но с оговорками. Самое главное, надо понимать, что сидеть дома на диване и смотреть ролики далеко от гор в общем-то бесполезно, их надо смотреть непосредственно уже на курорте, когда собираешься идти завтра или даже позже сегодня и пробовать то, что посмотрел.

    Второй не менее важный нюанс, видеоролики в основном хорошо помогут в закреплении уже имеющейся техники, помочь понять что не так делаешь, корректировать уже существующие упражнения. То есть, например, утром-днем покатался и поделал приемы и упражнения, почувствовал что что-то не так, вечером посмотрел кучу видюшек что может быть не так, и на следующий день пытаешься это исправить.

    Ну и, наконец, видео это не замена инструктору, опять же потому, что не научат новой технике, если уже не владеешь основами, и не видишь себя со стороны. Но, чтобы увидеть себя со стороны, можно снять себя на камеру, например, говорят, это очень полезно.
  3. Смотреть на других. Для меня это, кстати, был основной способ обучения, но не всем он подойдет, все индивидуально. Но как быстрый и реактивный способ попытаться понять, почему что-то не получается, думаю, полезен. Пока поднимаешься на канатке и смотришь на спускающихся под собой, пока стоишь перед спуском на вершине склона и так далее, можно поразглядывать других, выделить тех, кто катается лучше или чуть лучше тебя, обратить внимание, как они двигаются, и при своем следующем спуске пытаться это повторять. Да, это работает, но долго и ошибок не избежать. Любопытно, что технично катающихся людей выделяешь сразу как-то интуитивно, даже если не понимаешь, как правильно, потому что видно, что они едут четко, не дергаются всем телом для поворота, расслаблены и тд., вот за такими и можно подглядывать.
  4. Смотреть на себя со стороны. Если по видюшкам или наблюдениям за другими знаешь, как должно примерно выглядеть со стороны правильное катание, но не понимаешь, правильно ли ты делаешь и какие у тебя ошибки, то может весьма помочь заснять себя как-то со стороны (в основном, с помощью друга, хотя есть платные такие услуги), посмотреть внимательно и сравнить с правильными видео, отмечая ошибки. Говорят, это в любом случае полезно и делать иногда стоит. Из клетки собственного тела далеко не всегда понимаешь, что и как у тебя работает. Даже опытные райдеры часто говорят, что мол кажется легко и красиво рассекаешь на склоне, а потом смотришь себя со стороны — а там кошмар слоновий и ошибка за ошибкой, и появляется понимание, над чем работать еще.
  5. Страх. Если сравнивать именно технику, то лыжи и борд намного проще роликов и скейтборда. Но вот если говорить о психическом, то лыжи в некотором смысле может оказаться сложнее, в первую очередь из-за того, что мы на горе. Да, страх высоты, потому что, в отличие от роликов, где начинаешь кататься по плоскости, лыжи сразу же влекут тебя вниз с горки. А еще скала с одной стороны и обрыв с другой. Причем, в начале даже смешная детская горка может быть страшной, потому что тебя несет и ты не знаешь иного способа остановиться, как упасть, а это как-то всё же так себе кажется.

    Тем забавнее, когда чуть подучившись, внезапно обнаруживаешь, что на тех склонах, на которых раньше паниковал, теперь не можешь толком разогнаться. Но даже когда уже катаешься не плохо, страх зачастую не исчезает: когда стоишь на краю склона и смотришь вниз, в голове крутится что за ужас, как тут вообще можно съехать. Но начинаешь двигаться — и оказывается проще простого. Так что страх в большинстве случаях надо побеждать, обычно он преувеличивается в голове.

    Проще всего это делать, оглядываясь вокруг, как другие райдеры здесь же спускаются, в том числе катающиеся хуже тебя, и все норм с ними. Ну а если не удается победить страх — довериться ему и отступить, потренировать ещё на более простых склонах и вернуться, когда появится больше уверенности, это норм. Совершенно нормально вовремя остановиться и вернуться на простое, это намного лучше, чем без сил застрять где-то посередине, и не стыдно совсем. Как уже говорил, надо катать не на пределе своих возможностей, а с легкостью. И не надо бояться падать — об этом дальше.
  6. Падения. Еще почему лыжи проще, чем ролики, но и при этом непривычнее — это падения. Обычно на роликах катаешься на асфальте, и даже если у тебя есть защита хорошая, падение на подобную поверхность так себе опыт. На склоне же ты падаешь в миленький снежок, в основном довольно мягкий. Ну да, бывает случаи, когда он укатанный и твердый, когда он замерзший с ледяной коркой, когда он слякоть и тд, но чаще всего это вполне чистый нормальный снежок. И пока учишься и ездишь с небольшой скоростью, падать на него нормально и даже полезно.

    Тут надо зазубрить важное правило: лучше контролируемое падение, чем неконтролируемый спуск. Потому как только появляется чувство, что теряется контроль и с горы несет с неконтролируемой скоростью, а своими силами затормозить не способен, надо специально падать набок, последствия в любом случае будут намного мягче.

    А дальше запомнить еще одну простую аксиому: падать не стыдно. Потому если что-то не получилось, не устояли на ногах или специально упали — ничего страшного, никто не будет смеяться, все в таком же положении были или есть, все вокруг постоянно падают. Одежда высохнет и постирается, а вы научитесь кататься. Когда катаешься с большой скоростью уже, тут немного иначе все, но сейчас и говорить о том смысла нет, там все упирается в защиту.
  7. Эффект прожектора. Когда катаешься и тем более учишься, кажется, все на тебя смотрят и оценивают, а может кое-кто даже посмеивается над тобой, что ты как корова на льду на карачках ковыряешься в сугробе. И это сковывает еще больше движения, мешает делать упражнения, стыдно вообще двигаться, стыдно падать, стыдно ошибаться и что-то пробовать делать новое — а вдруг неправильно и все смеяться будут.

    Так вот, всем на вас наплевать. Самое простое как понять к вам отношение окружающих — это обратить внимание, как вы сами на всех смотрите. Чаще всего вы восхищаетесь теми, кто красиво и легко катается и с сочувствием, но и уважением к тем, что неумело ковыряется. А к тем, кто гоняет как сумасшедший совсем рядом с вами очень опасно, едет быстро не контролируя скорости и кое как держась на ногах, сидит посреди трассы мешая ехать — все эти бесят и вызывают только презрение.

    Так вот и ответ! К вам так относиться и будут: пока учитесь — сочувственно и с уважением, и даже подойдут, помогут встать или принести отлетевшую лыжу, подскажут что-то; когда будете ездить пусть на начальном уровне, но технично — смотреть с восхищением и пытаться за вами повторять; а вот если будете мешать всем и гонять опасно — вас будут ненавидеть, так что не надо так делать. Но, опять же, большинству на вас наплевать, так что не думать о других вообще, как они к вам относятся, просто не мешать никому.
  8. Усталость — это серьезный бич обучения. И совсем не потому, что просто мешает грызть гранит знаний дольше, когда еще хочется, отнюдь. А потому, что когда устаешь, то всё что умеешь начинает постепенно переставать получаться и повышается риск опасных ошибок. Я это не сразу понял и кто бы мне подсказал, и всё никак не мог понять, как так оказывается, что в начале сезона у меня сразу все получается еще круче чем в прошлом году, а к концу внезапно становлюсь обезьяной на бревне и не получается даже то банальное, что блистательно выходило пару дней назад.

    А всё дело в просто смешном — накопленная усталость. Следует учитывать, что есть такой эффект, и не расстраиваться, что вроде начало было получаться, и тут в последний день опять все вкривь и вкось. Просто надо не рисковать до конца катания и отдохнуть, день-два или до следующего сезона.
  9. Учиться — тяжело. Всем по-разному, конечно, но следует четко понимать, что удовольствие получать сразу может не получится. В первую очередь, как и с роликами, горнолыжный райдинг — это тоже развлечение, активный отдых, наслаждение прогулкой и красотой окружающего мира, а не какая-то там работа, труд, обязанность и так далее. Но всегда перед тем, как чем-то начать наслаждаться, нужно наработать ресурс. Даже когда мы рождаемся, нам потом надо учиться ходить, чтобы что-то покупать, надо зарабатывать, и так далее.

    Потому первое время надо учиться стоять на лыжах, ехать на лыжах, садиться на канатку, и это может быть довольно тяжело и мучительно, а еще довольно страшно и просто стыдно. И удовольствия от снега, гор, катания и прочего не будет. Это надо просто перетерпеть, просто подождать и постараться. Ибо у меня для вас хорошая новость: учиться лыжам так, чтобы уже спокойно спускаться с горки хоть какой-то самостоятельно — не долго. Можно буквально за один день, за даже несколько часов уже освоить плуг, повороты и гонять по зеленым, а то и вполне синим трассам, и получать море удовольствия от красоты вокруг и скорости.

    Но очень важно этот момент напряжения в начала обучения пересилить, пережить. Апофеозом этого напряжения может быть момент, когда захочется все бросить. Будет казаться, что ничего не получается, что слишком трудно, что ты ни на что не способен, что тебе просто это не нужно, не дано, не интересно и ты просто теряешь время, лучше погулять или посидеть в кафе, сдалась тебе эта страшная крутая гора, этот собачий холод и эта кошачья влажность, которая уже забралась в штаны, этот испанский сапог на ногах и эта неадекватная трата денег. Самый опасный момент, и нужно все время держать в голове: это пройдет, все получится, у всех получается, и дальше действительно будет удовольствие. А оно будет, не сомневайтесь. Потерпеть, чтобы чуть позже стало хорошо. И действительно, это как настоящий оргазм, когда начинает получаться, и ты словно танцуешь на склоне.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.