Почему это надо увидеть: прикосновение к эстетике

Часто так бывает, ты знаешь о каком-то произведении искусства, и постоянно хочется, чтобы кто-то другой с ним тоже ознакомился, поделиться, чтобы кто-то тоже испытал все эти впечатления. Испытает их этот кто-то или нет, уже совершенно не важно, и об этом всегда знаешь. Но внезапно тебя могут спросить, а зачем, что там такого? И тогда задумываешься, а и правда, зачем это смотреть?

Если сказать, мол, хочу чтобы ты испытал то же, что и я, это как минимум странно, да и если никаких впечатлений особых не окажется, будет неприятная ситуация для всех сторон. Можно сказать спасительное «это искусство!», а потому давай ознакамливайся, никаких больше причин не надо. Но что это за абстрактное определение? Да и действительно ли это произведение искусства?

Ну это словно говорить кому-то: там повесили картину Малевича, ты должен посмотреть, это произведение искусства! Приходишь, а там квадрат на стене, на самом деле, как не надеялся на что-то другое. И это искусство такое вызывает только одно чувство — дать по лицу тому, кто заставил еще и билет на это купить. Нет, тут что-то больше, чем просто говорить об искусстве как таковом. Да и квадрат же почему-то вошел в культуру, что-то тут иное.

Может, дело в контексте? Именно так говорят, когда говорят про тот же «Квадрат», про всякие там направления супрематизма в художественном искусстве и ситуации с русским авангардом в то время, и тому подобное. Но это контекст субкультурный, художественного сообщества. А что сказать о культуре в общем? Ну и чорт с этими картинами, как это касается нас, обычных любителей повседневных кино, игр и музыки?

Именно об этом я задумался, в очередной раз вспомнив крайней необычный фильм под названием Blood Machines, который мне хотелось бы чтобы увидело и прониклось им как можно больше людей. И всплыл тот самый вопрос, с которого мы начали: а зачем? Ой, ну, потому что это искусство! А искусство ли? Я так много рассуждаю об искусстве видеоигр и прочего, более того, даже об скрытом искусстве, то есть то, что таким многие не считают (как черный квадрат или там банан на стене, ну и конечно видеоигры), но что нам дает одно только вешание такого ярлыка? Зачем нам для обыденной нашей жизни знакомиться с искусством?

Если поймать на улице и спросить прохожего, а зачем знакомиться с произведением искусства, то скорее всего навскидку скажут чтобы развивать вкус, а кто-то подумав чуть больше, вероятно, выдаст, что для саморазвития и самосовершенствования. Все равно какие-то абстрактные рассуждения, спекуляции какие-то. Как это все касается нашей жизни здесь и сейчас?

Так вот, судя по всему, бытовое воплощение взаимодействия с искусством существует, конечно же. И называется оно вам хорошо известным и избитым словом «эстетика». Собственно, это именно воплощение искусства в вас, ваших чувствах и эмоциях, и в окружающем мире, окружающих предметах и прочем материальном.

Главная причина, по которой мы знакомимся с искусством, потребляем его продукты, это не искусство само по себе из себя, не какие-то там призрачные самосовершенствования и развития какого-то там вкуса, что это такое вообще. Главная причина — те самые эстетические ощущения, которые искусство в нас вызывает, и эстетическое окружение, которое мы делаем частью своей жизни повседневно.

Поэтому, например, и хочется, чтобы другие увидели тот же упомянутый фильм Blood Machines. Как искусство он сложный, непонятный, может быть не по вкусу весь этот устаревший стиль синтвейва и ретрофутуризма. Как этот вот черный квадрат, если на него посмотреть в альбоме — ну боже мой, что за хрень, как это можно воспринимать как-то. Но эти продукты искусства могут принести эстетическое ощущение.

Посмотрите фотографию не самого квадрата, а как и где он висел на выставке. Что, совсем уже другой контекст, другая эстетика, не так ли? Так и атмосфера синвейва и безумного киберпанковского ретрофутуризма может пройти своим контекстом сквозь барьер сложности анализа искусства как такового, и принести в первую очередь особое эстетическое послевкусие.

Вспомните то самое пресловутое «получить эстетическое наслаждение». Это то самое чувство духовной удовлетворенности от продуктов искусства, которое появляется даже в случае, когда ты его не можешь объяснить, когда не понимаешь произведение. И его не нужно понимать, хотя понимание, знание контекста может принести еще большее эстетическое удовольствие.

Но эстетика это не только духовное наслаждение произведением. Это воплощение искусства в образе жизни. Нет, не что-то типа жить в музее или библиотеке, не настолько. Но чем-то таким банальным является, например, желание повесить картину в доме. Причем тяга эта есть почти у всех, и это уже первые примитивные шаги к желанию наполнить свою жизнь эстетикой.

И процесс этот может быть бесконечным (нет, еще раз нет, он не приводит к жизни в музее, это не имеет отношение к эстетике). Потому что мир искусства огромный и погружаться в него можно всю жизнь. Да каждый сам знает, что это за погружение в эстетику, но если кто-то еще путается, приведем пример.

Вот, киноискусство. Эстетствующий кинолюбитель — как тот, кто смотрит блокбастеры, фанатеет по паре актеров, вешает у себя дома плакаты с ними и обсуждает очередную мастерскую роль актера с единомышленниками, то есть окружает себя эстетикой популярного кино. Так и тот, кто серьезно анализирует каждый фильм, погружен в классику и узнает оммажи в новых работах, ходит в киноклуб. Каждый погружается в контекст киноискусства и окружает свою повседневную жизнь чудесами движущихся картинок.

Привнесение эстетики в жизнь это совершенно неизбежный процесс, которому подвержены все. Потому что все не могут жить без продуктов искусства, тех или иных, так или иначе. Ибо искусство — это не только пойти в театр или музей, и там эстетствовать. Это и чтение любых книг, и просмотр почти любого кино, это прослушивание почти любой музыки, это даже просмотр рекламных плакатов или роликов. И это даже употребление приготовленного блюда в кафе, результата творчества целой армии специалистов искусства кулинарии.

Все мы эстетствующие обыватели, осознанно или нет, и в той степени, какой впускаем искусство в свою жизнь, в каком количестве, какого качества и какого вида. И собственно отсюда мы и получаем ответ на свой вопрос: а зачем с чем-то знакомиться что может нам быть даже не особо интересным? Почему мы должны это видеть?

Просто для того, чтобы прикоснуться к эстетике. Может новой и незнакомой, может понятной и не интересной, а может именно той, что для нас нужна, да мы пока об этом не знаем. Но погрузиться в эстетику, впустить немного непонятного искусства в жизнь. Просто для того, чтобы получить эстетическое удовольствие или просто новые впечатления, даже неприятные.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.